ya-metrika

Аникс

Аникс – смех, основанный на неожиданности, резко превращающейся в озарение. Смотри Основной закон юмора

Понятие введено Мирославом Войнаровским, ссылка. Пояснение: “Первоначально я использовал термин “юмор”, но ничего, кроме путаницы, это не принесло. Если разделить смешной литературный жанр на юмор и сатиру, то в жанре юмора будет использоваться, в основном, аникс, а в жанре сатиры, в основном, стеб. Но будут и обратные ситуации (хотя и реже). Я не знаю ни одного обозначения смешного, которое включало бы в себя целиком этот вид шуток, и только его. Поэтому я вынужден был изобрести новое, незаезженное слово. Итак, аникс”.

Неожиданность дает напряжение. Резкое озарение дает резкое расслабление и выдох. И если все это на позитивном фоне – звучит освобожденный смех! Или хотя бы улыбнуло…

Разберем фразу:

“Вошла Она. Стало так тихо, что было слышно, как течет кровь… наполняя пещеристые тела”.

В данном случае эффект неожиданности обеспечивается тем, что вместо ожидаемых слов: “течет кровь по жилам” или “по венам”, “по сосудам” вы слышите не ожидаемые слова: “наполняя пещеристые тела”. Если кто не знает, пещеристое тело – это часть мужского полового органа. Оттого, что это самое пещеристое тело наполняется кровью, возникает эрекция. Надеюсь, что такое эрекция объяснять не надо.

Если вы – мужчина и, слушая начало фразы, представили себе красивую женщину, то это обеспечит вам зрительное удовольствие и усилит эрекцию… тьфу ты, я хотел сказать реакцию. Если вы – женщина, и тоже успели представить себе образ, то наличие соперницы обеспечит вам неудовольствие и ослабит э… эффект. Конечно, если вы имеете склонность к подобной зависти и считаете присутствие красивой женщины помехой для достижения ваших целей. Если вы думаете, что этот анекдот – пошлый, аморальный или неуместен для повествования, претендующего на научность, то ваше возмущение ослабит эффект. Наконец, если вы не знали, что такое “пещеристое тело”, то для вас медленные и детальные объяснения несколько испортят неожиданность и ослабят реакцию. Делаем вывод: такая шутка вызовет (в среднем) гораздо более бурную реакцию у мужчин, чем у женщин.

Точкой неожиданности (unex-dot) будем называть момент времени, в который возникает эффект неожиданности. Эта точка соответствует месту, где расхождение между ожидаемым и случившимся наиболее велико. Часть событий, которая непосредственно предшествовала точке неожиданности будем называть ловушкой. А оставшуюся часть – развязкой. Перед ловушкой может быть необязательное вступление: Вступление, ловушка, точка неожиданности, развязка.

Например, в анекдоте роль вступления играет некоторое количество текста, который просто знакомит нас с обстоятельствами (“Вошла Она. Стало так тихо, что…”). Обычно эта часть призвана создать эффект радости, вызывая в вас воспоминания об удовольствиях или иные положительные эмоции. Эта же часть может создавать эффект рефлекторного смешного, говоря о чем-нибудь таком, что у вас автоматически, рефлекторно вызывает улыбку. В том числе эта часть может содержать несколько более слабых эффектов аникса или стеба. В конце анекдота следует ключевая фраза. Ее начало – это ловушка. Она призвана повести вас по ложному пути, заставить сделать ряд неправильных сознательных и подсознательных предсказаний (“…было слышно, как течет кровь…”) насчет того, что и в какой форме будет сказано дальше. Затем следует завершающая часть – развязка. Которая по ряду параметров отличается от того, что было предсказано и создает эффект неожиданности (“…наполняя пещеристые тела.”). Заметим, что граница между вступлением и ловушкой не является четкой, поэтому при желании можно рассматривать эти две части как единое целое.

Озарение – это обнаружение того факта, что происшедшая неожиданность не была случайно выбранным действием или стечением обстоятельств, а имеет логическую или смысловую связь с тем, что случилось непосредственно перед точкой неожиданности. Эту связь будем называть отгадкой. Причем, эта отгадка должна быть одним из пунктов, которые составляли неожиданность и не были предсказаны. Вступление и ловушка содержат замаскированное указание на разгадку, какой-нибудь намек, подсказку.

Итак, есть неожиданность, есть озарение, а третье требование аникса – озарение должно быть не абы каким, а быстрым, резким. Озарение должно происходить вскоре (до 10 секунд) после неожиданности и резко (до 2 секунд). Смотри Время на озарение

Основной закон юмора: Для того, чтобы создать эффект аникса, необходимо и достаточно создать у аудитории напряжение неожиданности, которая вскоре и резко сменится озарением. Коротко: Аникс – это неожиданность, резко превращающаяся в озарение.

Виды аникса

Загрузка ...