ya-metrika

Четыре надежды человечества

Четыре надежды человечества (2)

Есть ли у человека выбор между жизнью и смертью? На первый взгляд – да, он производит его в каждый момент времени. С другой стороны этот выбор – иллюзия, поскольку на самом деле мы выбираем между тем, чтобы умереть сейчас и между тем, чтобы умереть потом. Так уж исторически сложилось, что наша жизнь ограничена во времени и истинный выбор между жизнью и смертью нам недоступен. Что это значит? Страдания существа смертного, не могущего предотвратить свою кончину равновелики страданиям существа бессмертного, не могущего никоим образом оборвать свою жизнь. Это две ситуации отсутствия выбора. 

Каков же истинный выбор между жизнью и смертью? Ответ напрашивается один. Жить сколь угодно долго, но иметь возможность исчезнуть в любой момент по собственному почину. Если бы мы жили с осознаем подобного выбора, – были бы мы захвачены ощущением подспудного отчаяния? Возможно, что и нет. Возможно, что и нет.

Конфликт между жизненной устремленностью и осознанием собственной бытийной конечности преодолевается тем, что я назвал четырьмя надеждами человечества. Так или иначе они присутствуют повсюду – проявляются в религиях, выныривают в философии, просверкивают в искусстве. Давайте их рассмотрим.

1-я надежда человечества – это надежда на возвращение. Сформулировать ее можно так: в далеком будущем сильно развившееся человечество или некие сверхсущества (божества) найдут способ оживлять всех ушедших. То есть сотни миллиардов людей будут возвращены к жизни. Где мы это можем видеть? В идее воскресения, которая наиболее мощно выразилась в авраамических религиях. Идем дальше.

2-я надежда человечества – надежда на продолжение. Согласно этой надежде жизнь продолжается и после смерти, только в иной форме. Здесь спектр вариаций довольно широк – от сравнительно атеистического “продолжиться в своих детях”, до существования в некой форме разумной энергии (душа).

3-я надежда человечества – надежда на трансформацию. Сделай что-то такое в течение своей жизни, что ты обретешь бессмертие. И здесь мы можем вспомнить и тибетский дзогчен (достижение радужного тела), и даосские практики бессмертных, ну и конечно же сравнительно недавние книги Карлоса Кастанеды.

4-я надежда человечества – надежда на пробуждение. Мы уже бессмертны и единственный способ избавиться от этого бремени, погружаться в жизнесны  где нам кажется, что мы существа конечные во времени и от того жизнь переживается гораздо ярче и насыщенней.

Как говорил Борхес – книга, в которой нет ее антикниги, считается незавершенной. Поэтому бросим ложку дегтя.

Есть еще один вариант, который при всем желании надеждой назвать нельзя. Это нечто противоположное – мир по Докинзу, который написал “Эгоистичный ген” и “Слепой часовщик”, мир где правит бал эволюция и где рождение и смерть – факты более чем окончательные. В этом мире разум – лишь необязательное свойство материи, без которого вполне можно обойтись. Искорка в бесконечных далях Универсума, может статься – одна-единственная.

Но вот в чем загвоздка – почему я – это я, а не кто-то другой.

)))

 

 

 

Загрузка ...