ya-metrika

«Джокер» – патологическая клавиша. Патография героя фильма

В качестве эпиграфа процитируем Анатолия Луначарского, если читатель еще помнит этого культурного соратника Владимира Ленина. «Здоровые эпохи… не нуждаются в психопатических выразителях. Если психически больной в такое время заговорит… его даже отправят в клинику. В эпохи неуравновешенные в культурном и в бытовом отношении (именно такой период эпохи нам демонстрирует фильм! – А. Ш.)… история ударяет своей рукой виртуоза как раз по патологическим клавишам».

  • Фильм: «Джокер» (2019), США, Канада
  • Режиссер: Тодд Филлипс
  • В главной роли: Хоакин Феникс

А теперь можно передать и свое впечатление о фильме. Очень старался смотреть его как психиатр, но к финалу убедился, что при желании американские режиссеры могут клинически точно показать настоящего психически больного человека. Они это всегда умели делать лучше советских и российских режиссеров (вспомним хотя бы «Полет над гнездом кукушки» или «Человека дождя»). Но клинической (в нозологическом смысле) убедительности в блестящей игре актера нет. Видимо, это и не являлось целью фильма.

С моей точки зрения, «шизофренический налет» у персонажа – лишь камуфляж, рассчитанный на зрителя-неспециалиста.

Бэкграунд сюжета самое главное и содержит. То, о чем пел Владимир Высоцкий: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». А тут – на тебе! Вот он – готовенький!

В фильме показан один из исторических путей возникновения различных мятежей и восстаний в разных странах, в которых ведущую роль вольного или невольного лидера играли психически нездоровые субъекты. Не считаю даже необходимым разбирать сюжет по «психопатологическим косточкам» для доказательства своего предполагаемого диагноза.

Скорее всего, Джокер был психопатической личностью с наследственной отягощенностью (шизофренией?) по линии матери. Все совершенные им убийства психологически понятны, хотя и не совсем адекватны, у него пластика танцора, эмоционально герой полностью сохранен, чего просто не может быть при длительно протекающем шизофреническом процессе.

Авторы фильма сделали поклон и в сторону «антипсихиатрического» движения: герой заявляет, что когда перестал принимать лекарства, то выздоровел. И на шоу Мюррея Франклина произносит ни много ни мало политический спич.

Постановщики насытили сюжетную линию «обманками», чтобы зрители каждый на свой лад могли трактовать фильм. И в этом они правы, за простотой не погнались, а то получился бы не триллер, а «революционная агитка».

Фильм «Джокер», как любое выдающееся произведение искусства, является, по сути, проективным тестом, в котором каждый видит то, что хочет и что у него самого таится в подсознании.

Споры о психиатрическом диагнозе персонажа или исторического лица чаще носят условный характер в связи с очень относительным понятием психической нормы, которая изменяется как во времени, так и в географическом пространстве. Справедливости ради приведем определение Всемирной организации здравоохранения, которое с 1948 года трактует здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Если исходить из такой точки зрения, то вряд ли можно найти на планете хоть одного здорового человека.

Джокер является в фильме той «патологической клавишей», по которой ударила история американского города, невольно сделав его символом «массовых беспорядков». Название города «Готэм» (Goddamn) переводится, кстати, – последний штрих! – как «Проклятый богом».

Загрузка ...