ya-metrika

Джокер: жертва или преследователь?

Джокер: жертва или преследователь? (2)

В октябре этого года на широкие экраны вышел фильм Тодда Филлипса “Джокер” с Хоакином Фениксом в главной роли. Хочется сразу отметить совершенно гениальную игру главного героя – веришь ему на протяжении всего фильма. Думаю, ему самому могла потребоваться психологическая помощь после такого глубокого вхождения в роль.

Ходили вместе с моим 16-летним сыном. Впечатление от увиденного мощное, осмысление сильное. Наши мнения с сыном о сути картины разделились, вернее сказать, что каждый увидел разные стороны проблемы, поднятой авторами. Так, мой сын увидел проблему незащищенности “маленького” человека, до которого никому нет дела, особенно власти. Такая неудовлетворенность, глубоко подавленная десятилетиями, прорывается наружу, резонируя с людьми, находящимися в подобном сознании. Негодование, умноженное на количество участников со схожими взглядами порождает мощнейшую разрушительную силу, способную снести все на своем пути. То, что движет этой массой людей – это желание взять реванш, наказать обидчиков, установить справедливость. Можно ли это оправдать – думаю, нет. Понять и предотвратить точно можно. Для этого важно обратиться к причинам, которые породили это движение.

И здесь от общего я перехожу к частному, потому что невозможно изменить общество, мир, не начав с себя, не понимая движущие силы и их направление, которые лежат в основе проявлений человека. Эти движущие силы формируются через опыт наших предков в 3-4 поколениях, через его интерпретацию, через тот фон, на котором рождается и воспитывается человек. Пока мы не знаем, что нами управляет, мы действуем подобно роботам, неосознанно повторяя модели поведения наших предшественников. Но когда мы осознаем куда мы идем и что нами движет, когда неосознанное становится осознанным, мы становимся  способны управлять своей жизнью, менять свои модели поведения для лучшей жизни, для лучших результатов.

Как это относится к фильму? Напрямую! Да, мы не знаем генетику главного героя, но часть его жизни, которая сформировала его детскую обусловленность, авторы фильма осветили. И именно здесь лежит причина как состояний самого главного героя, так и всего того, что из этого вылилось. Для меня эпизод, когда Артур узнает правду о своем детстве, явился самым трагическим. Он был усыновлен женщиной, которая имела психическое расстройство и проявляла к сыну физическое насилие. Она позволяла своему мужу регулярно избивать ребенка, однажды его нашли привязанным к батарее. При этом, мать сообщала сыну, что он создан для радости, для того, чтобы нести свет в этот темный мир. Она называла его радость… В разуме ребенка записались две диаметрально противоположные идеи: с одной стороны он для радости и счастья, с другой стороны его бьют, а значит он не так хорош, как хочет мама, значит надо стать еще лучше, радостнее. Отсюда был сформирован запрет на проявление эмоций, отличных от радости. Поэтому, когда Артуру хочется рыдать в голос от невыносимой боли, он гомерически смеется и не может этот смех остановить, и это считается психическим заболеванием.

Такое отношение к ребенку сформировало у Артура сознание жертвы. Человек в таком сознании постоянно ожидает наказания, угрозы, нападения со стороны окружающей среды, которая лишь является расширенной версии мамы и того отношения, которое ребенок усвоил от нее в детстве. Человек вырастает, но детская обусловленность никуда не девается! И этот процесс полностью не осознаваем! Он, как антенна, излучает в окружающую среду свои ожидания и, как бы, призыв наказать его. Таким образом, сотрудничая с таким сознанием, окружающая среда выполняет ожидания жертвы, направляя к нему того, кто наилучшим образом исполнит его ожидания. Именно поэтому носители такого сознания становятся жертвами различных инцидентов. При этом, гнев, который человек подавил еще будучи ребенком, продолжает накапливаться, расти и прорывается наружу либо таким способом, как показано в фильме, либо трансформируется в болезнь. 

Жертва в мыслях или на деле всегда хочет взять реванш, установить справедливость. Она действует, исходя из желания мести, озлобленности. Поэтому преследователь – это оборотная сторона сознания жертвы. Жертва и преследователь – это не конкретный человек – это состояния сознания, в которых человек пребывает. Они постоянно меняются местами: так каждый случай обиды генерит у жертвы желание отомстить, и на сцену выходит преследователь. Совершая акт возмездия, человек может даже испытать некоторое удовлетворение, но ни одно из этих состояний (жертва-преследователь) не может принести человеку удовлетворение в долгосрочной перспективе. Когда люди с подобными сознаниями объединяются, происходят революции, войны, разрушения. Находясь в пучине таких страстей и эмоций очень сложно вспомнить о причине, которая породила такое движение…

Все начинается с отдельно взятого человека, с его осознания проблемы, с его желания что-то изменить, понять, разобраться, улучшить. Освобождение от сознания жертвы, которое включает в себя заниженную самооценку, отверженность, нелюбимость, сравнение себя с кем-либо не в свою пользу, отсутствие чувства права пользоваться благами – один из важнейших актов, который важен для прогресса каждого человека. Маркером, по которому можно определить присутствует ли у нас такое сознание в той или иной степени, является обостренное чувство несправедливости и борьба за свои права. 

Освобождение от сознания жертвы несет в себе огромные положительные улучшения для всего общества. Но все начинается с отдельно взятого человека, с его личной истории, с его боли, с его интерпретации событий. Профессиональный взгляд со стороны поможет не заблудиться в потоке эмоций и переживаний, так как находясь в эпицентре событий сложно адекватно оценить ситуацию и понять суть скрытых движущих сил. Исцеление от травм, освобождение от гнева, подавленности, осознание своей истинной природы дают человеку силу, возможность жить по законам добра и любви, быть счастливым и удовлетворенным человеком. Только меняя себя, мы можем внести свой вклад в положительные изменения во всем мире. Для меня этот фильм об этом.

 

Загрузка ...