ya-metrika

Эмпатия: развить, но ограничить!

Сегодня очень модно говорить о развитии эмоционального интеллекта, одним из компонентов которого является эмпатия. Дословно «эмпатию» можно перевести как «вчувствование», то есть способность проникнуть в чужое эмоциональное состояние, понять и разделить его с тем, кто его чувствует.

Сначала термин «эмпатия» использовали теоретики искусства. Они считали, что одни люди обладают способностью вчувствоваться в художественное произведение (музыкальное произведение, картину, театральную пьесу, стихотворение) и распознать его эмоциональный тон, а у других людей это не получается, и они остаются равнодушными. Первые обладают эмпатией, а вторые нет.

При этом считалось, что эту способность можно развить именно средствами искусства.

Например, если кто-то безразличен к музыке, ему нужно как можно больше слушать различные произведения, пока его «чувства не пробудятся». То есть чем больше опыт взаимодействия с произведениями искусства, тем выше шанс, что какое-то из них все же войдет в эмоциональный резонанс с человеком и тем самым научит его эмпатии.

В самом начале становления психологии как науки «эмпатия» перекочевала в лексикон психологов. Правда, это не добавило ясности в понимании того, как и почему мы способны сопереживать чужим эмоциям (не только в художественных произведениях, но и состояниям других людей и даже животных). Американский психолог Эдвард Титченер еще в 1909 году писал, что есть как минимум три способа объяснения эмпатии.

1. Моторное подражание

Мы видим человека, испытывающего определенную эмоцию (а любая эмоция – это какие-то телесные и мимические реакции). Его зрительный образ непроизвольно активирует у нас те участки мозга, которые управляют аналогичными мышцами. Таким образом, мы копируем телесные реакции другого человека, выражая их гораздо слабее, но тем не менее на достаточном уровне для того, чтобы почувствовать то же, что и он.

2. Целостное понимание ситуации и возможной логики ее развития

Мы понимаем общий смысл происходящего, и это вызывает у нас ответную эмоциональную реакцию. Такую эмпатию Титченер считал «логической» и «эстетической». Например, если мы читаем трагическое произведение, то, основываясь на логике развития сюжета, мы понимаем, что главный герой должен погибнуть. И благодаря этому пониманию подавляющее большинство читателей будет испытывать общее чувство – жалость. Этот вид эмпатии проявляется как инсайт – мгновенное схватывание смысла. Как только мы осознали и поняли, что происходит, у нас моментально формируется ответная эмоциональная (то есть эмпатическая) реакция.

3. Коммуникативная установка

Если у нас есть позитивный настрой на общение, симпатия к собеседнику и сильное желание его понять, мы легко можем «войти в его положение», с высокой степенью точности представив его эмоциональное состояние. Мы будем внимательно его слушать и активно соглашаться с тем, что он нам говорит. По сути, мы будем ставить себя на его место, и это поможет нам испытать те же чувства, что и наш собеседник.

В основе первого способа эмпатии лежит внимание и наблюдательность; второй способ во многом основан на памяти и мышлении; а для третьего способа важны внимание и воображение. Добавлю, что Титченер во многом предвосхитил достижения современной психологии, которая сегодня понимает эмпатию как комплексную способность, основанную на разных психологических и физиологических механизмах.

Сегодня говорят о разных видах эмпатии, выделяя следующие:

  • 1. Эмоциональная эмпатия, главный механизм которой – бессознательное «заражение» чужими эмоциями на физиологическом уровне. Там работают и «моторное подражание», и более глубинные механизмы, связанные с деятельностью зеркальных нейронов.
  • 2. Когнитивная (и предикативная) эмпатия, главный механизм которой – знания об эмоциях других людей и способность делать достоверные прогнозы их поведения (в том числе эмоциональных состояний) на основе этих знаний.
  • 3. Действенная эмпатия, как осознанно выбранная стратегия и приемы коммуникации, направленные на изменение эмоционального состояния другого человека. Может включать в себя как конструктивные формы поведения (сочувствие, выражение симпатии, эмоциональную поддержку, альтруистическую помощь, активное слушание и др.), так и деструктивные.

Читайте также: Эмпатия: развить, но ограничить! Часть 2


Загрузка ...