ya-metrika

Фаина. Птица, парящая в клетке

Постановка: Театральная компания «Фит».
Режиссер: Станислав Евстигнеев.
В ролях: Светлана Коркошко, Евдокия Германова, Марина Куделинская, Игорь Письменный, Мария Кресина.
Длительность: 2 часа.

Фаина Георгиевна Раневская уже много лет остается неразгаданной загадкой: ее знают и любят поколения поклонников. Она прославилась своими афоризмами, и вся ее жизнь похожа на афоризм и парадокс… В первую очередь, она была театральной актрисой – но о ней слышали даже те, кто далек от театра. Снималась в кино преимущественно в эпизодических ролях – и стала «королевой второго плана». Жила за «железным занавесом» – и получила признание на Западе (в английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 г. включена в десятку самых выдающихся актрис XX века). Имея «неподходящее» происхождение из состоятельной еврейской семьи – стала лауреатом многих советских премий и наград. Только она могла сделать замечание генеральному секретарю Л.И. Брежневу – и услышать в ответ извинение!

Спектакль «Фаина. Птица, парящая в клетке» воспроизводит эпизод из этой яркой и необычной жизни.


В театре собираются устроить торжество в честь юбилея Фаины Георгиевны, но при этом лишают желанной роли. Будет ли восстановлена справедливость? Ее поддерживает давняя подруга – красавица-актриса Люба, в которой старшее поколение зрителей безошибочно узнает Любовь Орлову (в младшем я уже не так уверена). По-своему заботится нелепая домработница из простонародья, комический персонаж. Звонят поклонники. Но Раневская одинока… Почему? Возможно, одиночество – удел необычных людей. Или стариков. А может, все мы одиноки?.. Раневская одинока и мудра: спектакль украшают крылатые фразы актрисы, неизменно вызывая смех и аплодисменты у зрителей.

В чем же разгадка «феномена Раневской»? Возможно, к ней приблизилась Анна Андреевна Ахматова (двух гениальных женщин связывали дружба и «любовь к Пушкину»): «Вам 11 лет, и никогда не будет 121». У каждого из нас, вне зависимости от возраста, есть Внутренний Ребенок – какая-то часть, навсегда оставшаяся детской, подобно невзрослеющему Питеру Пэну в стране Неверленд. Это не инфантилизм – в целом личность может быть зрелой, опытной, ответственной… Но этого ребенка важно в себе сохранить и научиться находить с ним общий язык. Именно он дарит нам творчество, свежий взгляд на мир, удовольствие, живость и импульсивность, естественность… Про него нельзя забывать – иначе мир теряет краски, и мы живем серой жизнью, следуя за шаблонами…

Обратите внимание на фотографии Фаины Раневской: ее лицо всегда сохраняет живость, глаза горят интересом к жизни. С каким удовольствием, как включенно она играла каждую из своих ролей, даже мультфильмы озвучивала? Актриса явно получала удовольствие, поэтому получал удовольствие и зритель. Такая закономерность всегда верна, как в анекдоте: «Писатель открыл тетрадь – не писалось. Читатель открыл книгу – не читалось».

Как Раневской удалось сохранить своего Внутреннего Ребенка, пронести его через две мировые войны и гражданскую, через голод и репрессии? В молодости она повидала такое, о чем невозможно было написать в мемуарах советского времени – и она, понимая это, не стала даже пытаться. Возможно, Внутреннего Ребенка помогают сохранить сила личности и то, что называется «чистотой души»… У Фаины Георгиевны было и то, и другое.

Загрузка ...