ya-metrika

Феномен массовой истерии

Несясь гуртом, толпой и скопом
И возбуждаясь беспредельно,
Полезно помнить, что по попам
Нас бьют впоследствии раздельно.
И. Губерман

Что такое массовая истерия?

Человек, как правило, позиционирует себя как личность. Причем личность достаточно самостоятельную в суждениях и оценках, более-менее адекватно реагирующую на внешние раздражители. Но по мере того, как люди погружаются в группу, которая численно возрастает, их критичность мышления значительно снижается.

Люди растворяются в толпе. Они аффективно зажигаются и продуцируют массовый психоз, крайней формой которого является массовая истерия.

Массовая истерия – демонстративные и острые эмоциональные реакции (радости, печали, гнева, ненависти) большого количества людей.

Одновременно переживаемые общие представления, отношения и оценки трансформируются в тождественные формы вербальной и невербальной активности. Это способствует усилению истерии, доводя ее до абсолютного кипения. В таком состоянии каждый человек становится частью человекоподобной массы, человеческого стада, стремится прижаться к его середине, где якобы безопасно и тепло.

Следует отметить, что далеко не всякая большая группа людей может генерировать истерический психоз, поскольку он возникает только там, где имеют место аффективные состояния или крайние формы острого эмоционального возбуждения.

Экскурс в историю

Проблема массового истерического психоза (индуцированный бред, который одновременно овладевает большим количеством людей) сейчас очень остра. Это связано с тем, что массовые явления в эпоху господства информационных технологий получили возможность тиражироваться и приумножаться многократно.

При помощи СМИ в массовую истерию вовлекаются как отдельные люди, так и большие социальные группы. Все те, кто не удовлетворен текущими международными, политическими, экономическими, правовыми, культурными, религиозными и прочими аспектами.

В истории развития цивилизации проявления массовой истерии возникали неоднократно. Например, общеизвестно о таких проявлениях массовой истерии, как:

  • танцевальная лихорадка в 1518 года в Страсбурге;
  • сообщение о вторжении марсиан в 1938 году в США;
  • массовые психозы в эпоху тоталитаризма в Италии, Германии, СССР в 30–40-х годах ХХ века;
  • нигерийская эпидемия исчезающих гениталий в 1990 году;
  • эпидемия смеха в 1962 году в Танганьике;
  • шок от покемонов в 1997 году в Японии;
  • телевизионный гипноз массового телезрителя от Чумака и Кашпировского в последние годы существования СССР;
  • движение «Белого братства» в 80–90-е годы ХХ века в России и Украине и т. п.

Причины и психологические механизмы

Возникновение массового истерического психоза становится возможным тогда, когда люди объединяются вокруг эмоционально насыщенной информации, которая приводит к генерированию сильных аффектов.

Такие новости, как правило, либо имеют реальную почву (например, пожар, повлекший массовые жертвы), либо являются результатом фейкового информационного вброса (например, нападение инопланетян на землян).

При этом такой психоз возникает на фоне общего здоровья большинства людей. Впрочем, эти люди обладают повышенной внушаемостью, имеют низкий уровень критического мышления, что не позволяет им адекватно реагировать на аффективные раздражители.

Психологическими механизмами массовой истерии являются так называемая «циркулярная реакция», а также внушение, заражение и подражание.

Циркулярная реакция представляет собой циркулирование по кругу эмоциональных состояний, которые переживаются массой людей, что обеспечивает «эмоциональное кружение», то есть постоянное самозаражение людей актуальной эмоцией.

Та еще зараза

Люди «заражаются» такими отрицательными эмоциями, как гнев, отвращение, страх, печаль или положительными эмоциями интереса, радости и удивления. Кружение обеспечивает постоянное возрастание амплитуды эмоционального напряжения и не отпускает погрузившихся в массовый психоз.

В итоге это приводит к тому, что массовая истерия перевоплощается в некий образ, который инсталлируется в форме образа мысли или образа действия, что предполагает конкретные формы активности по принципу «бей или беги».

Заражение является наиболее древним психологическим механизмом массовой психологии вообще и массового психоза конкретно.

Заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного человека к другому, протекающий на психофизиологическом уровне контакта минуя осмысление, рефлексию и критическое отношение.

Заражение выступает сплачивающим фактором, который при сильной интенсивности приводит к распаду ролевых структур, имеющих место в социальных группах, и порождает эффекты толпы.

Мода – отблеск стадных инстинктов

Подражание восходит к физиологическому явлению, которое является общим для всех стадных и особенно высших животных, но может принимать специфически человеческие формы, такие как, например, мода. Это обычный имитационный акт, в котором активность одних повторяется в действиях других.

Однако если животные действуют инстинктивно, то человек далеко не всегда осуществляет такие акты. Но именно в состоянии массового психоза мы и наблюдаем рефлекторное подражание людей друг другу.

Виды массовой истерии

Великий физиолог В. Бехтерев утверждал, что масса, охваченная истерией, ведет себя намного глупее, чем психически неуравновешенный человек, и теряет черты разумных существ.

Проявления массовой истерии можно условно разделить на два вида. Первый вид составляют истерические психозы, которые инсталлированы в форме «толпы». А второй вид – это проявления в форме информационных сообществ – телезрители, пользователи социальных сетей и так далее.

В первом случае мы имеем дело с тем, что в свое время Густав Лебон определил не просто собранием людей, а как отдельный организм, случайно и временно образовавшийся, иррациональный и полностью деструктивный. По образному выражению ученого, «толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

А Зигмунд Фрейд определял толпу как некую человеческую массу, которая находится под действием гипноза. То есть толпа – это как стихийное, так и организованное, но временное скопление большого количества людей, которые объединены единым эмоциональным центром внимания (эмоциональным триггером), импульсирование которого вызывает у них тождественные реакции.

Во втором случае массовый психоз возникает вследствие получения людьми актуальной и эмоционально насыщенной информации, которая тиражируется СМИ и возбуждает интерес даже у тех, кому она не интересна. Разнообразие «поляризованных масс» является базой для возникновения мнений и настроений, которые становятся трафаретными и задающими соответствующие формы активности другим людям и социальным группам.

Сегодня это становится особенно актуальным, поскольку телевизор, а в последнее время Интернет овладевает все большим количеством пользователей, что усиливает проявления массовой истерии за счет большего охвата «страждущих» и тиражирования актуальной, аффективно окрашенной информации практически в неограниченном количестве.

И целого мира мало

В результате процессов глобализации массовая истерия может охватывать очень большое количество людей, находящихся в разных концах земного шара. Например, различные протестные движения, которые в последнее время потрясают современный мир, стали возможными вследствие круглосуточного их освещения в электронных средствах массовой информации.

Большое количество людей, склонных к различным верованиям, обладающих ослабленным волевым контролем и повышенной сензитивностью (инфантилизмом), подключаются к аффективным манифестациям, особо не вникая в суть массовых протестов.

Такие люди становятся объектами влияния господствующих адептов, которые при помощи СМИ навязывают им определенные идеи. Идеи, овладевшие массами, становятся катализаторами массовой истерии, после чего никакие доказательства их абсурдности не принимаются, а, наоборот, попытки опровержения вызывают у «заразившихся» только агрессию, ожесточение и проявление насилия.

Как «не утонуть» в массовой истерии

Человек, «нырнувший в массу», обречен, как незадачливый пловец, оказавшийся посреди океана без средств к спасению. Поэтому для того, чтобы оставаться вменяемой личностью, адекватно оценивать происходящее и стойко противостоять влиянию извне, никогда не стоит «погружаться» в толпу.

Необходимо помнить, что, когда вполне нормальный человек все же попадает в окружение невменяемой публики, он также имеет все шансы «заразиться истерией» и не вырваться из ее «жарких объятий».

Защита от толпы – это путь неслияния с нею.

Никогда не стоит погружаться в гущу событий, где правит массовый психоз. Не стоит смотреть в глаза тем, кто уже «заразился вирусом истерии».

Как правило, «зараженные» продуцируют «биполярный взгляд», одновременно взирая на окружающих с восторгом и ненавистью. Если и есть желание поучаствовать или понаблюдать за толпой, всегда необходимо держаться ее края, а лучше находиться на некотором удалении от нее. Толпа, зараженная истеричным психозом, должна быть видна со стороны во всем своем великом безобразии.

Важно использовать информацию из различных источников, ограничить просмотр средств массового индуцирования (телевидение, сетевые информационные ресурсы), доверять не аффективно насыщенным репортажам (типа «распятый мальчик» или «изнасилованная девочка»), а только фактам и рациональной аргументации.

Таким образом, сегодня известно, что массовая истерия в основном поражает людей, обладающих низким уровнем критического мышления и эмоционального интеллекта, социально незрелых, инфантильных и с неустойчивой психикой.

 


Читайте также по теме:

 

Загрузка ...