ya-metrika

Геката – тень Великой Матери

Материалы к игре “Metropolis”

Геката  тень Великой МатериУильям Блейк “Геката”

Подняв глаза на Мирру, я увидел, что теперь на кухне хохочут сразу три женщины, похожие друг на друга, как сестры, но одна из них ослепительно прекрасна, вторая страшна как смерть, а при взгляде на третью я вдруг обнаружил, что окружающий мир, наконец-то, исполнился смысла – все еще непостижимого, но явственного, ослепительного, животворящего (Макс Фрай “Ключ из желтого металла”)

Богиня Геката «трехликая», «столикая», «светоносная», «покрытая черным», «подательница любви», «губительница», «пожирающей сердца», покровительница магии, целительница душевных недугов, управительница рождением и смертью, связующая прошлое, настоящее и будущее, богиня лунного света и одновременно  богиня места, перекрестков, кладбищ. Таков многозначный облик этой богини, способный запутать любого, кто не видит ее присутствия в своей жизни.

Многоликость Гекаты связана с множественностью проявлений материнского архетипа, который выражен через нее в разных аспектах – порождающих, дарующих и убивающих.

В древнегреческой мифологии Геката изначально не являлась «темным» персонажем, а лишь олицетворяла собой одухотворение места и местности. В этом качестве Геката соотносится с духами местности более ранних языческих верований и является матерью – хозяйкой того или иного места.

В индивидуальной психике архетип Гекаты выражает комплекс универсальных общечеловеческих идей и умонастроений, связанных с местом:

детское место в перинатальном периоде, привзнность к родительскому дому, место, где происходят ритуалы перехода, а также – потребность в своем доме и домашнем очаге, поиск себя и своего места в жизни, уместность, остановка, стоянка…

В поздних интерпретациях Геката демонизируется, ее светлые стороны, связанные с ориентировкой, поиском себя и прозрениями отходят на задний план. Геката превращается в темную богиню, опускается во владения Аида, превращается в хтоническое божество царства мертвых и становится воплощением ужаса ночи, бледную женщину с чёрными волосами, которая выходит по ночам на охоту в сопровождении адских псов.

…Вот из-за скал кривится лунный рог,
Спускаясь вниз, алея, багровея.,.
Двурогая! Трехликая! Афея!
С кладбищ земли, с распутий трех дорог
Дым черных жертв восходит на закате —
К Диане бледной, к яростной Гекате!
К Диане бледной, к яростной Гекате
Я простираю руки и мольбы:
Я так устал от гнева и борьбы —
Яви свой лик на мертвенном агате!
И ты идешь, багровая в раскате
Подземных гроз, ступая на гробы,
Треглавая, держа ключи судьбы,
Два факела, кинжалы и печати.
Из глаз твоих лучатся смерть и мрак,
На перекрестках слышен вой собак,
И на могильниках дымят лампады.
И пробуждаются в озерах глубины,
Точа в ночи пурпуровые яды,
Змеиные, непрожитые сны…

М. Волошин “Lunaria”

В первом приближении определенность вносит соотношение Гекаты с интуицией – предвидением, ясновидением при лучном свете, ночным прозрением, «бессознательным восприятием» (К.Г. Юнг), знанием из ниоткуда, существующим до появления рациональных функций сознания – мышления и чувств.

Человек, находящийся в контакте со своей интуицией, даже обремененный массой дел и обязанностей остается спокойным и уверенным. Он включен в повседневность, но не захвачен ее, ступает по жизненному пути, затрудняясь, порой сказать, почему и зачем он делает что-либо, но зная, что именно так будет верно. Преодолевает трудности, беря в советники сновидения, предчувствия, синхронии и прочие знаки судьбы.

Геката как теневая фигура матери

В аналитической психологии Геката рассматривается важной составляющей тройственного союза: Деметра – Геката – Персефона (дочь Деметры).

За триадой богинь в гомеровском гимне стоит идея связи между тремя аспектами мира – девушкой, матерью и луной. Геката – это еще одна Деметра» (Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов).

Геката является теневым дополнением Деметры, играющим важную роль в детско-материнской сепарации. Каждая мать должна познать в себе мрачную Гекату, стать «плохой» для дочери или сына. Каждому взрослеющему ребенку надо увидеть теневой аспект матери, чтобы выйти из сладкой симбиотической связи с ней. Ребенку надо отправиться на поиск отца. Мальчику-юноше в мир мужских инициаций для обретения мужественности, девочке-девушке – в мир женских инициаций для обретения автономности от матери к своей зрелости.

В нашей Игре будет еще возможность увидеть Гекату в образе бабы Яги (Станция № 13).

Что пока здесь? В Гекате представлена Мать, которая видит (в мифе о Персефоне Геката находится в своей пещере и слышит) бедственное положение дочери, но не откликается на ее зов.

Если в жизни ребенка мало любящей, заботливой Деметры, но много Гекаты (отвергающей, тревожной, депрессивной, аутичной, одинокой заколдованной матери, находящейся в бессознательном состоянии), то ребенок растет в темноте и холоде субдепрессивного состояния – в месте обитания Геката, на границе мира живых и мертвых.  Он преждевременно становится знаком с теневой стороной жизни рядом со своей матерью – ночной охотницей  в плохом месте среди мертвецов, могил и призраков преисподни в сопровождении своры псов. Это не миф, а реальность, о которой рассказывали люди, которые с детства парадоксальным образом находили успокоение и защиту, гуляя на кладбище или в мрачных сновидениях и фантазиях.

В биографии К.Г. Юнга описано «посвящение в царство тьмы», связанное с открытием теневых аспектов матери.

 Двойственная  природа матери была  одной из главных причин моих  ночных кошмаров. Днем  ласковая, по  ночам  она  казалась  странной и таинственной,являясь мне страшным всевидящим существом – полузверем, жрицей из медвежьей пещеры, беспощадной как правда и прода. В такие минуты она была воплощением того, что я называю natural mind («природным разумом»)… Взгляды  ее  были  вполне   традиционными  для  человека  ее положения,  однако  ее бессознательное нередко  обнаруживало  себя,  и тогда возникал образ мрачный и  сильный,  обладающий  абсолютной  властью и как бы лишенный физического  тела.  Мне  казалось, она состояла  из двух половинок, одна безобидная  и  человечная, другая  – темная и таинственная.  Эта вторая обнаруживала себя лишь иногда, но всякий  раз это было неожиданно и страшно. Тогда  она говорила как бы сама с собой, но все ею сказанное проникало мне в душу и я совершенно терялся… Я  знаю,  во  мне  тоже  есть  нечто  от этой  древней  природы,  и это позволяет, что  не всегда приятно,  видеть людей и вещи  такими,  какие  они есть. Я могу дать себя  обмануть,  если  не желаю знать  истинного положения вещей,  но в глубине души я его вполне себе  представляю. Это чувство сродни инстинкту или архаическому  механизму партиципации – мистического соединения с   другими.   Это  как  внутреннее   зрение,  когда   каждый акт видения беспристрастен (Воспоминания, сновидения, размышления).

Лишенная сострадания и жалости мать является не лучшим условием беспроблемного развития ребенка, но в то же время, как темная пещера Гекаты она становится теневым материнским местом – «маткой», в которой интуиция ребенка достигает своих высот.

Геката - тень Великой Матери (2)

Станция Гекаты в нашей Игре

Если в процессе Игры (обычно в самом начале) кубик показывает тройку это означает следующее:

  1. Вам хорошо знаком теневой (подземный и лунный одновременно) аспект материнства. Он не обошел вас стороной. В Игре это выглядит как то, что вы не проскочили на скорости станцию № 35 и волею Игры зачем-то вышли на ней.
  2. Первое, что может испугать – это мысли об одержимости материнским негативным комплексом, проявляющимся в избытке физических и психологических страданий. Так, например астрологи говорят, что человек – Геката, родившийся в 29-30 лунный день встретит на своем жизненном пути больше страданий, чем прочие. Но в любом случае мы может прожить лишь свою жизнь и ничью другую. В сравнениях нет смысла, но как отмечал Д. Винникотт важно знать о том, что «существуют моменты, когда пациенту необходимо говорить, что тот провал, страх, который разрушает его жизнь, уже в прошлом». Напомнить себе об этом может любой человек, в том числе не работающий с аналитиком.
  3. Если вы на Станции № 3, то, видимо, вы человек с развитой функцией интуиции с визионерскими и мистическими задатками. Для того, чтобы что-то увидеть вам нужны уединение в темноте и молчании.
  4. Геката «любит» людей смелых, интуитивных, знающих свои деструктивные импульсы, но при этом контролирующих возможность причинения вреда другим людям. Чем больше страха, тем деструктивнее может быть одержимость Гекатой для самого человека и выше опасность деструктивного влияния на других людей.
  5. Знакомство с Гекатой сопровождается ощущением «тяжести на душе», тягостными воспоминаниями, о которых невозможно сказать что-то определенное – «не хватает слов», соматизациями с недомоганиями или даже болезнями. Но сама по себе Геката не является ни диагнозом, ни приговором. Она лишь настоятельный призыв зажечь факел Гекаты для того, чтобы осветить мрак и исследовать свою Тени. Иногда побуждение к исследованию Тени своей матери и отчетливое указание на необходимость понимания вреда, заключенного в идеализации материнской фигуры.
  6. Станция “Геката” означает также актуальность поиска своего защищенного места. Возвращение в свой дом или поиск своего дома – места, где нет долженствования и внешнего принуждения, места, где ты хозяин или хозяйка. Если что-то происходит там, то по твоей воле. Через поиск своего дома и места осуществляется поиск себя. В той части, где ты часть чего-то большего – “чьих будешь?” и где находишься в контакте со своей индивидуальностью.

 

Ассоциации:

“Песня о далекой Родине” (стихи Р. Рождественского, музыка М. Таривердиева из к/ф “Семнадцать мгновений весны”).

“Где мой дом – там моря река спокойна…” (стихи и музыка К. Мыльцева). 

 

Интересующихся приглашаю в Игру

Загрузка ...