ya-metrika

Грот Гермеса

Грот Гермеса (9)

Грот Гермеса

Неуместный Бог непредсказуемости

Младший из детей Зевса  и сын нимфы Майи – бог шутник, лжец, воришка и покровитель воров, задира, защитник путников и купцов, посыльный Богов, быстрый, ловкий и порою жестокий Гермес.

Где находится Гермес когда Зевс с законной супругой Герой и Афиной восседают на Олимпе, Аполлон обосновался в Дельфах, Аид с Персефоной в Аиде, Персефона оказывается то с мамой, то с мужем, Гестия у своего домашнего очага, Геката в пещере, Гефест в Кузне, Арес на войне, Венера у зеркала или с новым любовником?

Он нигде и везде одновременно, он исчезает, когда все думают, что он рядом и приходит, когда его не ждут.

Вездесущность Гермеса означает, что ему доступны небесные пространства, средний мир людей и подземный мир мертвых. За такую подвижность он противопоставлен богине места Гекате.

И тем ни менее где тот самый грот Гермеса?

В самом начале Гермес находится в теле своей матери. В мифе – это пещера горы Килена, откуда Гермес вышел на свою первую авантюрную прогулку и обокрал Апполона. Сделал, замел следы и снова спрятался в укромном месте.

В перинатальной психологии грот Гермеса – это матка женщины и развивающийся в ней человеческий младенец. А родовые палаты ежедневно слышат голос Гермеса – крик божества, звук, который оглашает творение нового дыхания жизни.

Мама, разговаривающая со своим еще не родившимся ребенком, говорит с Гермесом.  Любой человек, вынашивающий новый проект или замысел подобен Гермесу.

Обнаружить в себе Гермеса и восхитительно и волнующе.

В средневековье Гермес имел прописку в лаборатории алхимиков как дух алхимического делания. А в сказках и аналитической психологии Юнга навсегда стал неотъемлемой частью процессов трансформации психики, являясь в виде теневой фигуры Трикстера. Отсюда неблагонадежность, непостоянство, потакание своим прихотям, капризность и временами жестокость Гермеса.

Гермес – проводник

Грот Гермеса (10)

В аналитической психологии Гермес является архетипическим образом проводника через символическую смерть к духовно-психической трансформации. Он активизируется в кризисе рождения, в кризисе середины жизни и во все переходные периоды жизни помогая пройти к новому уровню психологической зрелости. Гермес «жесток» так как толкает к расставанию и оплакиванию прежней идентичности и связей с социальной Персоной.

Он проявляется в виде грани, кромки, разделяющих линий и границ, порогов, промежутков в пространстве и времени. И люди, сознание которых подверглось воздействию силового поля этого переходного архетипа… переживают лиминальность со всеми присущими этому переживанию вполне предсказуемыми фантазиями, чувствами, видениями, снами и даже синхронистическими событиями. Мифическое воображение сделало покровителем этого способа бытия Гермеса и назвало его проводником душ и богом границ и переходов между разными областями бытия (М. Стайн, «Когда полжизни прожито… Юнгианский взгляд»).

Гермес маркирует пограничную, переходную ситуацию, которую М. Стайн называет лиминальностью – порогом между сознанием и бессознательным.

Этот порог многократно пересекается во время засыпания и пробуждения; кроме того, находясь в сумеречном состоянии сознания, между сном и бодрствованием, человек опять же, пребывает в состоянии лиминальности (М. Стайн, «Когда полжизни прожито…»).

В этом состоянии человек утрачивает устойчивость своего Я и привлекательность привычных социальных идентификации. Появляются сомнения в выборе профессии, прежних увлечений и ценностей, привязанностей, периоды регрессий к ранним периодам жизни и кризисы смыслов.

Человек оказывается в «свободном плавании» по морю, на поверхность которого поднимаются прежде подавленные Эго-сознанием комплексы, желания и фантазии. Человек входит в пору психологического кризиса, который ведет его к более настоящему – самостному ощущению жизни.

Душа становится отчужденной от жестокого конструкта эго-идентичности, и Гермес, который воплощает ведущую и направляющую функцию бессознательного, ведет сознание в ту область, где субъективность является не просто реальностью, а единственной реальностью…., Гермес становится проводником к жизни психики» (М. Стайн, «Когда полжизни прожито…»).

Так Гермес компенсирует односторонность Эго, исцеляет от расщепления с глубиной и как бог-целитель стоит на страже сохранения целостности психики, уравновешивает баланс между сознанием и бессознательным.

 

Гермес (Меркурий) и баланс стихий в игре «Metropolis»

Грот Гермеса (11)

Хотя мы и разместили Станцию «Грот Гермеса» на границе между стихиями Огня и Воды вездесущий Гермес напоминает нам о живом взаимодействии и переходах между всеми стихиями. В книге «Дух Меркурий» К.Г. Юнг следуя алхимической традиции, называет его именем древнеримского бога и отмечает его принадлежность разным стихиям.

Ртуть алхимиков и вода  – живое серебро, являющееся источником подвижности, способности быстро менять свою форму, быть источником изменений и превращений вода жизни. Меркурий возникает из влаги как пар.

Согласно алхимическим источникам Меркурий есть и вселенский искрящийся Огонь божественной любви, сущность которого, принадлежит адской бездне и связана с пеклом преисподней.

Сдается, однако,  – пишет К.Г. Юнг, – что наши <философы> не понимали ад и пламя адское как нечто абсолютно внешнее по отношению к Богу или ему противное, но, скорее, воспринимали их как внутренний компонент самого Божества… Иными словами, понятие всеобъемлющего Бога с необходимостью должно включать в себя его противоположность, хотя <совпадение> это не должно быть чересчур радикальным, ибо тогда Бог перечеркнул бы самого себя. Вот почему принцип совпадения противоположностей должен быть еще дополнен принципом абсолютной противоположности, чтобы стать полностью парадоксальным и вместе с тем психологически значимым.

Меркуриев огонь полыхает в <центре земли>, или в чреве дракона, где он находится в текучем состоянии («Дух Меркурий»).

Меркурий как воздушный дух ближе всего к Гермесу как божеству ветра и воплощению воздушной безмятежности.

Также акцентируется телесный аспект Меркурия и в этом случае он дух мира, ставший телесным и представимым одухотворенной материей.  

Меркурия как животворящая сила по праву называется Мировой душей, которая подобной клею, спаивает  мир и соединяет воедино стихии.

В Тени:

ГЕРМЕС -НАРЦИСС

Как и все боги, Гермес не был лишен теневой стороны, демонстрируя вес джентельменский набор нарциссизма, манипулируя другими богами, проявляя тщеславность, хитрость, пуская в ход качества воришки, проявляя завистливость, ревность и порой жестокость…

ГЕРМЕС – ТРИКСТЕР

Грот Гермеса (12)

Говоря о Трикстере как архетипе и внутренней фигуре, нужно понимать, что она нарушает спокойствие, атакуя Эго своими проделками, ставя под сомнения и опровергая наши сознательные намерения. В результате мы чувствуем себя растерянными и выбитыми из колеи. В этом смысле Гермес как Трикстер – это еще и наш персональный демон разного рода неприятностей, «порчи», расщепления, диссоциаций сознания, нарциссических травм и пр.

Разыгрывая болезненные шутки с Эго, он тем самым побуждает к преобразованиям и изменению личности. Мы развиваемся не когда растем согласно намеченному плану социализации, а через боль и страдания потерь (воровская природа Гермеса), через дезадаптивные состояний, за которые ответственен Гермес – трикстер и благодаря которым в терапевтическом контексте может сформироваться более зрелая личность.

В своем наиболее ярком проявлении он — подлинное отражение абсолютно недифференцированного человеческого сознания, которое соответствует душе, едва оставившей животный уровень.

… мотив Трикстера, сохраняется не только в своей первоначальной форме, но продолжает также наивно и достоверно существовать в ничего не подозревающем современном человеке — всегда, когда он чувствует себя в плену у раздражающих случайностей, которые с явно злостными намерениями противоречат его воле и поступкам. Тогда он и говорит о «порче» и «вредности какого-либо объекта», о том, что ему «попала шлея под хвост» и т.д. Здесь дух Трикстера проявляется в виде контртенденций в бессознательном, иногда даже в чем-то вроде второй личности, для которой характерна определенная детскость, недоразвитость, которая очень похожа на тех духов, что являются во время сеанса спиритизма и с которыми связаны все столь типичные для полтергейста откровенно детские проделки. Мне, как кажется, удалось найти для этой составляющей характера подходящее имя — я называю ее тенью*. На цивилизованном уровне ее проявления называют «оплошностью», «faux pas» и т.д. и считают их ошибками, дефектами сознательной личности. Мы уже забыли о том, что в карнавальных и подобных традициях существовал коллективный образ тени, который доказывает, что персональная тень отчасти произошла именно от священного коллективного образа. Этот коллективный образ постепенно исчезает под влиянием цивилизации, оставляя не так легко распознаваемые следы в фольклоре. Однако главная его часть персонализируется и становится объектом личной ответственности (О психологии образа Трикстера Пол Радин.Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи).

ПОГРАНИЧНЫЕ ЛИЧНОСТИ

Грот Гермеса (13)

Люди с этого архипелага — неутомимые провокаторы, зачинщики мелких конфликтов, больших ссор и гибридных войн, специалисты все смешать, запутать и вывернуть наизнанку, тонкие манипуляторы и соблазнители, хитрецы, скользкие типы, стукачи, игроки, лгуны, предатели, революционеры, политики, фанатики, авантюристы, мошенники, гопники, негодяи…, а также гениальные художники (П. Пикассо), поэты (М. Лермонтов), неординарные писатели (Ч. Буковски), яркие ученые и общественные деятели (Л. Ландау, Ж. Фреско). С ними никогда не скучно и они разбавляют яркими красками серую массу т.н. нормальных людей, обитающих на более спокойных землях. Но не стоит ждать от человека пограничного типа предсказуемости, выдержанности, склонности к компромиссам и уступчивости (С.В. Дрёмов “Безжалостные – пограничная структура характера” https://www.b17.ru/article/111512/). 

 

Ассоциации и амплификации

КОТ БЕГЕМОТ – «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.

— Опять началась какая-то чушь — заметил Воланд.
— Слушаю и продолжаю — ответил кот.

У меня скорее лапы отсохнут, чем я прикоснусь к чужому.

ПАМЯТНИКИ ТРИКСТЕРУ

Грот Гермеса (14)

На территории бывшего Советского Союза к настоящему моменту существуют девять (!) памятников Остапу Бендеру…, множество памятников Буратино.., как минимум четыре памятника барону Мюнхгаузену.., два памятника Василию Теркину.., поручику Ржевскому.., Ходже Насреддину..; памятники Коровьеву и Бегемоту.., а также Веничке Ерофееву… и солдату Швейку в Петербурге. Эта “монументальная пропаганда” посильнее любого социологического опроса – ведь каждый памятник требовал немалых финансовых вложений.

Что общего между всеми этими персонажами? По-видимому, то, что все они в той или иной степени, но всегда достаточно отчетливо репрезентируют культурный архетип трикстера (Марк Липовецкий, “Трикстер и “Закрытое общество”).

ТИПОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ у К.Г. Юнга

Тип Гермеса – логико-интуитивный интроверт ITNJ. Ведущая функция – мышление, дополнительные интуиция и ощущение, подчиненная – чувства. 

АРКАН МАГ в картах Таро

Соответствие основано на способности Гермеса – мага манипулировать всеми стихиями.

Грот Гермеса (15) 

БОГ ТОТ – Древний Египет

Грот Гермеса (16)

Почитался как бог мудрости, подарил людям искусство целительства, письменность и счет. Служил посредником между высшим божественным и земным, практическим знанием. Являлся советником верховного бога Ра, правой рукой и «серым кардиналом».  В случае конфликтов между богами Тот выступал в роли посланца бога-творца для их примирения и восстановления космического равновесия.

Как бог магии выполнял функцию проводника души умершего через иной мир к свету божественного мира и являлся автором «Книги мертвых».

Душа умершего должна была пройти через множество «ловушек»… Эти заклинания были начертаны в «Книге Мертвых», сопровождавшей умершего в гробу, содержащей мифы, сложные магические формулы, изображения символов и защитных амулетов, которыми снабжали умерших Тот. В некоторых важных заклинаниях магические изречения разворачиваются в череде вопросов («что это значит?») и ответов, требующих знаний символики… Некоторые изречения подобны фантасмагорическим сновидениям, в которых происходят превращения одного образа в другой. Эта задача по плечу знатоку магических знаний Тоту да психологу-юнгианцу, проникшему в душевную структуру современного человека, но также наделенному знаниями древнеегипетской культуры… Цель Тота заключалась в благополучном переходе новопреставленного через все испытания мира мертвых (бессознательного)…

Переступив порог мира мертвых, т.е. бессознательного, в сопровождении нуминозного Тота, расширившего его сознание за счет тайных, магических (психологических) знаний и действ, умерший претерпевал трансформацию, получал второе рождение, выходя из испытаний в вечную жизнь среди небесных богов. Таков смысл мифологемы, актуализированной в системе переходных обрядов, преодолеваемых человеком. Борьба света и тьмы, добра и зла завершается победой духа умершего, наделенного магическими знаниями Тота, символизированными получением дара – целого, здорового Ока Хора, символа света и жизни. В психологическом аспекте раскрывается осознание двойственности человека, склонного как к добру, так и к злу… В терминологии аналитической психологии человек, прошедший индивидуацию в наиболее радикальной форме символической смерти, в идеале восстанавливает целостная личность – Самость (Т.А. Шеркова, Дух жизни древнеегипетского бога Тота: юнгианский аспект).

 

Природа Тота восходит к мифологическим представлениям, ассоциирующим физиологическую потребность дышать как жизненного принципа и летящей в небесах птицы ибиса. Архетипические представления о свободно парящей в небе птице отождествлялись с невидимым, но ощущаемым дуновением ветра, движением воздуха. В ассоциативном мышлении птица, дыхание и дух сопрягались в семантической цепочке, ибо дух «всегда является воплощением активной, крылатой и подвижной сущности – тем, кто оживляет, возбуждает, зажигает и вдохновляет» (К.Г. Юнг, «Душа и миф»).

 

ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ

— памятник религиозно-философского учения герметизма. По легенде текст скрижали был оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда и представляет собой сжатую формулировку “символ веры” основных учений герметической философии.

То, что внизу, аналогично тому, что вверху.

И то, что вверху, аналогично тому, что внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи…

 

________________________________________________________________

Более ста тем из вашей жизни в трансформационной игре “Metropolis”

Загрузка ...