ya-metrika

Как психоанализ понимает эмоции? Разбираем теорию на примере обиды

Как <a href=психоанализ понимает эмоции Разбираем теорию на примере обиды” itemprop=”image” src=’/foto/uploaded/upl_1567701788_72547.png’>

С точки зрения академической психологии есть простые базовые эмоции, присущие каждому человеку и сложные, состоящие из нескольких эмоций.

Обида относится к сложной эмоции. Она чаще всего включает в себя беспомощность, горечь, ощущение несправедливости, ненужности, жалость к себе и злость по отношению к обидчику.

К сожалению, академическая психология не объясняет природу эмоций. Она рассматривает психику как систему психических явлений. Одним из таких явлений являются эмоции. Они регулируют наше поведение. С помощью эмоций мы оцениваем ситуацию, людей, пр. Они помогают нам прогнозировать события.

А как возникают эмоции? Почему они имеют знак «-» или «+»? От чего это зависит? От чего зависит интенсивность эмоций? Почему иногда мы не чувствуем ту или иную эмоцию? Вопросов больше, чем ответов.

Если для понимания эмоций мы обратимся к психоанализу, то неизбежно упрёмся в теории влечений и аффекты.

Влечение – это некий внутренний раздражитель, который требует постоянной разрядки (снятия напряжения). Например, сексуальные влечения, влечения к самосохранению, влечения к смерти и т.п. Некоторые авторы приравнивают влечения к инстинктам, что с моей точки зрения не является верным в отношении человека. Но сегодня не об этом.

В своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд предлагает идею «влечения к смерти», которое на равне с «влечением к жизни» действует в сфере бессознательного. Эта дуалистическая теория берёт своё начало в системе древнегреческого философа Эмпедокла, суть которой состоит в том, что человеческой душой управляют два основных принципа, находящиеся в вечном противоборстве: любовь и ненависть.

В системе координат Юнга тоже есть теория влечений – теория либидо. В отличие от Фрейда Юнг под либидо понимает общую жизненную энергию, энергию психических процессов, которая направляет человека к любому виду деятельности. Как мы видим, его моно теория либидо включает всё разнообразие влечений, в том числе и разнонаправленных (амбивалентных). Подробнее об этом можно почитать в его работе «Метаморфозы и символы либидо».

В психике влечения представлены аффектами (не путать с состоянием аффекта в академической психологии) и представлениями (о себе, других, мире).

Аффект – это количественная энергия влечений. Сам по себе он эмоционально никак не окрашен. Он становится эмоцией только в том случае, если он соединяется с тем или иным представлением об эмоции, которую человек испытывает или которую принято испытывать в той или иной ситуации. Представление о том, какие эмоции и в каких ситуациях принято испытывать формируется в раннем детстве в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми.

Если ребёнку не рассказывать о том, что он испытывает в той или иной ситуации, не обозначать словами его чувства, эмоции, настроение, ощущения в теле (т.е. не связывать его аффекты с представлениями) – развивается алекситимия

Психоаналитики говорят «аффект злости», «аффект вины», «аффект любви» и так далее, указывая на энергетическую составляющую эмоции и её связь с влечениями.

Аффекты могут осознанно проживаться, а могут не проживаться. Они могут менять свои свойства, качества и интенсивность в зависимости от тех представлений, с которыми они соединяются.

Если аффект не соединён с каким-либо представлением, то он ощущается как тревога.

Надеюсь, что вам стало более понятно, как психоаналитики мыслят об эмоциях.

Теперь возвращаемся к моим рассуждениям об обиде. Вспоминаем шаги возникновения обиды, которые я описала в статье https://www.b17.ru/article/obida1/

Шаг 1. Миша что-то сказал или сделал (не сделал) по отношению к Свете.

Шаг 2. Света испытала душевную боль, чувство неудовлетворённости.

Шаг 3. Естественная (архетипическая) реакция на боль – это злость, гнев, раздражение! «Око за око, зуб за зуб», помните? Или вспомните маленького ребёнка, который чего-то хочет. Если вы встанете у него на пути, то он будет вас сначала толкать, пытаться сдвинуть с места. По мере нарастания его недовольства его толчки могут перерасти в битьё ваших ног. Если и это не сработает, он закатит истерику.

Шаг 4. У Светы есть выбор, даже если она этого не осознаёт:

1. Позиция жертвы (беспомощного ребёнка).

2. Позиция агрессора.

3. Позиция психологически зрелого человека.

Я подробно опишу только первый вариант. Позиция жертвы (беспомощного ребёнка) часто возникает при убеждении, что злость – это ужасная эмоция и её ни в коем случае проявлять нельзя. Допустим, запрет стоит не только на проявлении злости в словах и действиях, но даже и на её осознание.

Поэтому энергия аффекта злости открепляется от представления о злости, а само представление вытесняется в бессознательное. Света же хорошая девочка, а хорошие девочки не могут злиться, правильно? Часто вместе с представлением о злости в бессознательное отправляется и представление о самой ситуации, поэтому люди иногда не могут вспомнить, что такого произошло и почему они обиделись. 

Что происходит с энергией аффекта? Она присоединяется к тем представлениям о чувствах, которые разрешены к сознательному проживанию: беспомощность, жалость, горечь и т.п. И таким образом энергия злости трансформируется в чувство «обиды без злости». 

Поэтому, в первую очередь обида – это подавленная злость на другого человека.

Я описала самый крайний вариант, когда злость даже не допускается в сознание. 

Если она допускается в сознание, но запрещена в проявлениях – она является составляющей обиды.

Если злость не допускается даже в сознание – она полностью трансформируется в беспомощность, горечь, ощущение несправедливости, ненужности, жалость к себе и т.п. Т.е. во всё то, что мы ощущаем как «обиду без злости».

Как только в процессе психотерапии человек принимает себя, все свои эмоции. Когда он разрешает себе проживать злость и научается её выражать открыто и конструктивно – он перестаёт обижаться.

На языке психоанализа это значит, что представление о злости возвращается в сознание. К этому представлению присоединяется первоначальная энергия аффекта. Необходимость в других представлениях о чувствах (несущих защитную функцию) отпадает за ненадобностью.

P.S. Если вам понравилась статья – жмите “Сказать спасибо”. 

Хотите что-то обсудить, добавить или задать вопрос? Пишите в комментариях. Я с удовольствием пообщаюсь с вами;)

С уважением, Анастасия Перова

Загрузка ...