ya-metrika

Либерализм, травма свободы

               
Либерализм травма свободы
                                                                                                                                                     
                                                              Либерализм, травма свободы

 

Недавно я побывал на лекции известного экономиста и профессора Европейского Университета Дмитрия Травина,  посвященной либерализму, как политическому течению и как мировоззренческой системе взглядов.  В своей лекции Дмитрий Травин , как всегда интересно, самобытно , со знанием матчасти, рассказывал о судьбе либеральных взглядов на развитие общества в мире, о месте либеральных политиков и либеральных  идей на политической сцене. Центром лекции, как мне показалось, был вопрос «почему слово либерализм, слово свобода, так настораживают, и иногда даже отталкивают людей». И такое отторжение либерализма происходит и в экономически и политически и в социально развитых, в просвещенных обществах. Ведь даже без разъяснения сути и механизмов либеральной идеи слово либерализм, слово  свобода в образованном обществе вроде как не должно вызывать настороженности и опасливости. Но даже многочисленные разъяснения, толкования, что либерализм – это не дикая вольница, а целая система законов ,направленная прежде всего на сохранность свободы слова, свободы совести, свободы самовыражения, защиты  собственности, защиты личности, равенства всех перед законом и которая обеспечивается строгим разделением властей и народом – как единственным субъектом власти, не может снять стигматизации и табуированности либеральной идеи.  Дмитрий Травин пытается подходить к ответу на этот острый вопрос и с экономический и с социальной и с культурно-психологической точки зрения, но , как мне показалось, точного объяснительного пазла в результате лекции так и не сложилось – «почему общество так противится вроде как рациональным ценностям , которые и входят в понятие либерализм?». Очень часто яркие , образованные ,  высоко эрудированные специалисты – ученые, экономисты, юристы , журналисты, политики, политологи попадаю в состояние мыслительного ступора, когнитивного диссонанса , сталкиваясь с иррациональностью поведения человека. Это случается потому, что, к сожалению, в оценке поведения человека и общества применяется естественнонаучная парадигма, в которой человек воспринимается как рациональное существо, существо, которое в своих поступках исходит из пользы. При этом забывается, хотя вроде это как бы известно, про психику человека, про очень сложно устроенную психику человека, которая и делает поведение человека во многом иррациональным и, таким образом, в своих объяснения специалисты скользят как бы по поверхности.                              Психоанализ в иррациональности поведения всегда ищет невротическое объяснение, то есть ищет бессознательные мотивы, которые либо заставляют человека делать что-то иррациональное, либо не дают делать рациональное. Так и в иррациональном бегстве от свободы современного человека  я попытался найти бессознательные мотивы такого поведения, то есть , найти то, что бессознательно пугает в свободе или что бессознательно привлекает в антагонизме либерализма – деспотизме.                                                                                                                                                                    В одной из своих работ Зигмунд Фрейд приходит к выводу , что человечество создало культуру, как систему запретов, чтобы защищаться от собственных животных инстинктов и защищаться от сил природы и, таким образом,  филогенез человеческого вида  от человекоподобного существа до современного человека произошел именно благодаря отказу от свободы, благодаря ограничению своих желаний.  В другой же своей работе Фрейд вскрывает подобие психики дикаря , ребенка и невротика, первые два типа похожи между собой анимистическим мышлением, и отсутствием какой-либо морали, близостью к рефлекторным организмам. Таким образом, человеческое дитя –  это дикарь , с соответствующими   импульсами каннибализма, насилия, убийства, сексуального желания,  который уже насильственно родительским и культурным окружением отрывается от своей свободы или скорее отрывается от  вольницы и переживает травму отлучения от свободы.                                                                                                                            Поскольку каждый человека пережил такую вытесненную детскую травму свободы , то вполне возможно, что понятия либерализм, свобода оказываются наполнены невротическим, бессознательным смыслом. Идея свободы воспринимается современным человеком не рационально и актуально, а  запускает в людях вытесненные , бессознательные переживания детского периода , периода восприятия мира, как мира джунглей,  в котором он сам был наполнен животными желаниями, был наполнен ревностью, завистью и одновременно   был слаб, зависим, уязвим перед всемогущими эдиповыми фигурами, которые распоряжались и его телом и распоряжались его удовольствиями. И от такой свободы страстей и инстинктов его спасла именно несвобода в форме культуры, идеалов, морали, совести, и поэтому психологически вполне объяснимо невротическое отторжение общества идеи либерализма, ведь такой первобытной «свободы» не хочется цивилизованному человеку. Есть одно из ключевых понятий в психоанализе – перенос, трансфер, то есть проекция бессознательного материала, с соответствующими переживаниями (страха, вины, отвращения, стыда)  на актуальный материал. Вот и идея либерализма становится жертвой такого переноса, переноса  аморального на моральное и рациональное и с этим не понятно как бороться, наверное, только время и прогресс смогут снять этот зловещий перенос.  

 

 

 

Санкт-Петербург, октябрь 2019

                      

Загрузка ...