ya-metrika

Медуза Горгона как архетип поврежденной женственности.

Медуза Горгона как архетип поврежденной женственности. (2)

Медуза Горгона. Анализ мифа.

Любой миф многослоен. Я не тешу себя надеждой, что в мифе о Медузе Горгоне мне доступны все скрытые смыслы, однако о некоторых я расскажу.

I Медуза Горгона как архетип поврежденной женственности.

Эта история начинается с насилия. Красивая девушка Медуза приглянулась Посейдону, но чувств последнего не разделила .
Посейдон с отказом не смирился и воспользовался правом силы , причем не где – нибудь, а в Храме Афины.
Афина разозлилась и со всей присущей богине мудрости адекватностью обрушила гнев свой не на похотливого дядю, а на беззащитную девушку , которая прибежала в ее храм, надеясь на помощь .
Афина превращает Медузу в хтоническое чудовище Горгону, обращающее все живое в камень .

Часто о своей привлекательности подросшие девушки узнают через обратную связь мужчин в виде конкретного физического интереса .

Как с этим обращаться, молодые женщины еще не очень понимают. В зависимости от личностных склонностей выбирается стратегия поведения. Если, к примеру, близок архетип Афродиты или Персефоны, срабатывают другие сценарии .

Ели же основными переживаниями оказываются стыд или чувство неловкости, тогда девушки пытаются спрятать свою сексуальность , прикрыть “доспехами”, им ближе и безопаснее оказывается архетип Афины. Они в каком-то смысле ищут в нем защиты.
Не находят.
Происходит какое – то травмирующее событие, связанное с насилием, причем не обязательно физическим, психологического тоже может оказаться достаточно для активации мифа.

Афина обвиняет Медузу и проклинает. На внутреннем поле – это отвержение пострадавшей части и травматического опыта.

Отвергающая и перекладывающая всю ответственность и вину на жертву женская фигура может присутствовать не только во внутреннем поле мифа, но и во внешнем.
Это  та история, когда отчим/сожитель ( реже отец или посторонний мужчина) домогается или совершает насильственные действия, а мать обвиняет дочь, мол сама виновата, “хвостом” перед ним крутила, и т.д.

Медуза становится чудовищем.
Взгляд, превращающий живое в камень – это невозможность контакта. Часть психики оказывается настолько повреждена, что просто его
не выдерживает .
Порушенные границы ( а они в истории с насилием всегда такие ) вынуждают Горгону постоянно защищается – она без предупреждения превращает в камень, не позволяя подойти .
Любые подобные попытки встречают агрессию. Делается все, что бы желание приближаться пропало.
Гоня от себя всех, она остается наедине со своей болью, гневом и бессилием, но только избегание контакта позволяет ей не встречаться с глубоко похороненной внутри травмой.

Что бы в этой истории что-то поменялось нужен Другой.

В мифе это Персей.

Он по какой-то своей мотивации берется убить Горгону.
На момент так сказать знакомства с Медузой Персей успел получить определенный опыт ( поучаствовал в гекатомбе, потусил с грайями , толпой богов и проч.) и развил важные навыки:

он обладает спонтанностью( крылатые сандалии) , гибкостью (волшебная сумка) и психологически устойчив ( шапка-невидимка) .

Ключевым элементом в его взаимодействии с Медузой является зеркальный щит. С его помощью он может видеть Горгону, но не ” каменеть”. Таким образом он оставляет Медузе ее право на злость, на желание уничтожать, на ее боль. Это очень важный момент.

Персей не пытается установить контакт в лоб ( это невозможно, т.к. причиняет невыносимую боль), а постепенно выстраивает связь , не разрушаясь и не разрушая.

Что бы внутренняя трансформация произошла, необходима достаточно прочная эмоциональная близость – лишь когда Персею с помощью крылатых сандалий ( гибкости) удается подойти достаточно близко он отрубает Медузе голову.

Это символизирует отказ от старых способов взаимодействия и  от попытки все тотально контролировать. Отделенная голова – разрешение на спонтанность себе и миру . Хтоническое чудовище – травмированная часть личности умирает/трансформируется.

Медуза Горгона как персонаж исчезает.

Это означает , что личность больше не в плену мифа и вольна сама строить свою судьбу.

Кровь Медузы становится живой и мертвой водой – гармоничный баланс внутри. После смерти у нее рождаются дети : Пегас и Хрисаор. Пегас – творческая спонтанность, а вместо неуправляемой разрушающей силы ( обращающего в камень взгляда) появляется новая, взятая под контроль – воин великан Хрисаор с золотым мечом.

Конечно, миф о Медузе – это во многом очень мужеско-женская история, но “Персеем” может стать и  кто-то еще( подруга/ друг/ терапевт)

Для успешной работы с женщинами, находящимися в плену архетипа Медузы Горгоны основной стратегией в терапии является постепенное ( гомеопатическими дозами) установление контакта и прочной связи для создания достаточно безопасного пространства, что бы встреча с травмой и ее последующая трансформация стала возможна. От терапевта потребуется устойчивость, что бы выдерживать гнев, отвержение и обесценивание. 

После Медузы остается отрезанная голова, которая сохранила способность превращать в камень.
Она тоже является символом, но это уже другая история.

Продолжение следует.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...