ya-metrika

Мое знакомство с плейбэк-театром

Неделю назад мне довелось побывать на Морено фестивале в Ростове-на-Дону, который проходит здесь уже на протяжении 19 лет. Мероприятие посвящено методу психодрамы в различных его формах и проявлениях.

Кто-то, как и я, был на фестивале впервые, но большинство участников посещают это мероприятие из года в год. Почему я раньше на нем не бывала? Как много интересного и полезного я пропустила! И как же я рада, что, наконец, нашла время, чтобы принять участие.

Атмосфера, царящая на мастер-классах и воркшопах, очень теплая и принимающая. Здесь не страшно открываться и делиться наболевшим. Ведь помимо получения новой информации, приемов и техник работы, каждый участник работает со своими «демонами». Из глубины души поднимаются эмоции, вроде бы уже пережитые и проработанные, ан нет. И ты по-другому смотришь на себя и на других, учишься новым способам взаимодействия, открываешься и получаешь новые смыслы.

Впечатления оказались яркими и незабываемыми. Самое знаковое для меня событие – знакомство с жанром плейбэк-театра. Название происходит от фразы «We are playing your stories back to you» (дословный перевод «Мы играем ваши истории, возвращая их вам»).

Мое знакомство с плейбэк театром

Плейбэк-театр – это форма театра импровизации, где зрители рассказывают о реальных событиях, произошедших в их жизни, а актеры на сцене проживают эти истории, превращая их в художественное произведение. Здесь нет готовых сценариев и репетиций, есть чистая импровизация, игра «здесь и сейчас».

Кондактор (ведущий) создает атмосферу доверия и помогает зрителю, вышедшему со своей историей на сцену, раскрыться, задает ему уточняющие вопросы. В то же время кондактор устанавливает контакт с аудиторией и держит ее внимание, чтобы она с интересом следила за происходящим.

С художественной позиции кондактор выбирает форму воплощения истории актерами, которая наиболее точно отразит происшедшее с рассказчиком и доставит удовольствие от увиденного всем присутствующим. То есть, кондактор в процессе перфоманса контактирует с рассказчиком, аудиторией, актерами и искусством – роль весьма непростая.

Когда звенит колокольчик, актеры, не договариваясь, спонтанно начинают двигаться и говорить, и на сцене возникает волшебство. Каждому актеру откликается из истории что-то свое. И зрители в зале реагируют каждый на свой кусочек истории, игры, взаимодействия. Зрелище невероятно эмоциональное, порой трогательное, порой – ироничное, но всегда берущее за душу.

Чтобы стать актером, а тем более кондактором, в плейбэк-театре, необходимо долго учиться. На мастер-классах Ростовского и Краснодарского плейбэк-театров мы постигали азы этого жанра, учились спонтанности и импровизации, развивали умение чувствовать друг друга. Здоровались мизинчиками и коленками, изображали «собаку сверху» и «собаку снизу», воплощались в оракула как в единый организм… Познакомились с рядом простых форм, например «Жидкая скульптура», когда актеры по очереди демонстрируют повторяющееся движение и произносят звук, выражающие какой-то аспект переживаний рассказчика.

Мое знакомство с плейбэк-театром (2)

Мы много спорили о том, можно ли считать плейбэк-театр формой психотерапии или нет, и так и не пришли к однозначному выводу.

Однако сам перфоманс заслуживает того, чтобы на нем побывать, насладиться игрой актеров, прочувствовать атмосферу эмпатии и гротеска и попробовать выступить в роли рассказчика истории!
Загрузка ...