ya-metrika

Мы и наши дети

 

Некоторые родители полагают,

что детей, как сосуды, можно наполнить

своими несбывшимися мечтами и стремлениями.
Майкл Николс

 

Мы и наши дети

 Ну вот, дочь стала студенткой, будет учиться на архитектора! Я очень рад этому, и рад вдвойне, так как это был ее собственный выбор. Она слушала, что советовали мама, папа, но нашла в себе силы высказать альтернативную точку зрения, отличающуюся от мнений родителей. Проявила старания, волю, прошла непростой подготовительный путь и добилась поставленной цели – поступить в вуз и учиться в том направлении, которое она выбрала сама.

К большому сожалению, некоторые родители  пытаются реализовать через своих детей то, чего не смогли достичь сами. Не давая, таким образом, детям проживать СВОЮ собственную жизнь.

 Выдержка из небольшой беседы с подростком (не консультация):

– Вы керлингом занимаетесь?

– Нет, санным спортом.

– Ух, ты! Там такие скорости.., но что вы делаете на ледовой площадке?

– Мы разгон отрабатывали.

– Не страшно вообще заниматься?

– Страшно!

(пауза)

– А вам нравится вообще заниматься этим видом спорта?

– Нет, мне больше баскетбол нравится.

– Ааа..? Как же так..?

– Мама так хочет..

 

Как говорится, комментарии излишни. И понятно, что вместо “мамы” мог оказаться “папа” и, вообще, кто-то другой. Потом наслаивается: одно, второе, третье. Не тот спорт, не тот вуз, не тот жених или невеста, – и везде не твой выбор, не твое решение, а выбор и решение отца или матери (или кого-то другого). В итоге приходим к тому, что личность перестает понимать, а чего собственно хочет он (она).

 Чего Я хочу? Что есть МОЕ?  Что Я люблю? Практика показывает. Не все с легкостью могут ответить на эти вопросы.

 Его величество дитя должен исполнить неисполненные желания родителей, стать вместо отца великим человеком, героем, дочь должна получить в мужья принца в качестве позднего вознаграждения матери.
Зигмунд Фрейд

 

Как писал в своем «Иметь или быть» Э. Фромм, всем живым существам свойственна тенденция к развитию. И всякий раз, когда что-то или кто-то мешает нам расти и органично развиваться, мы пытаемся, сознательно или бессознательно, сопротивляться этому. Чтобы «сломать» это сопротивление нужно применить физическую или психическую силу.

Человек с детства ограничен в свободном и спонтанном проявлении своей воли. По мере взросления он вынужден отказаться от большей части своих подлинных стремлений и принять волю, желания и чувства, которые не присущи ему, а навязаны шаблонами мышления и поведения, присущими данному обществу.
 

«Общество и семья, – пишет Фромм (1), – вынуждены решать трудную задачу: сломать человеческую волю так, чтобы человек этого не заметил. В результате манипуляций и процедур по внушению индивиду определенных идей и доктрин с помощью целой системы поощрений, наказаний и идеологических ухищрений, общество в целом решает эту задачу столь успешно, что большинству людей кажется, что они действуют по собственной воле» (выделение жирным мое).

 

Протесты детей (сознательные или бессознательные сопротивления) происходят в разных формах. Начиная с простых, когда ребенок нарушает правила гигиены, капризничает, слишком мало (или много) ест, кончая проявлениями злости и агрессии. Иногда ребенок впадает в леность (по Фрому «итальянская забастовка»), теряет интерес ко всему и вся, что его окружает, лишь бы досадить родителям.

Гетерогенное вмешательство (воздействие, которое пытается нас направить в сторону, противоположную нашей внутренней организации, и может повредить нашему развитию) в процессы развития ребенка и взрослого, является, по мнению Фромма, глубочайшей причиной психических расстройств, душевных болезней, формирования деструктивной личности.

Тут следует подчеркнуть, что речь не идет о том, чтобы дать ребенку полную свободу действий. Свобода – это не распущенность или произвол. Фромм (1) дает одно из определений свободы (подробнее о свободе Фромм написал в широко известной работе «Бегство от свободы»):

«Под свободой я понимаю не свободу ОТ всяких принципов, а свободу ДЛЯ того, чтобы расти и развиваться в соответствии со спецификой человеческого существования… Это означает необходимость подчиняться законам, которые обеспечивают оптимальное развитие этой системы (человека)» (выделение мое).

Эрих Фромм вводит понятия «рационального» и «иррационального авторитета» для ребенка. Всякий авторитет, который способствует достижению цели, росту и развитию в соответствии с природой этой (уникальной в своем роде) личности, – это рациональный авторитет. (Примером может быть требования взрослых направленные на мобилизацию активности ребенка и усиление способности к критическому мышлению, к самореализации).

Если же ребенку навязываются чуждые нормы, которые отвечают не запросам ребенка, а интересам взрослых, то в этом случае речь идет об иррациональном авторитете.

Тут мне вспоминается понятие индивидуа́ции из аналитической психологии, означающее процесс становления личности, такого психологического развития её, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. Мы видим, как все близко по смыслу.

 

«Свободу Юрию Деточкину!» – кричал Папанов в роли колоритного персонажа известного фильма. Также, хочется воскликнуть: «Свободу детям!» Но свободу позитивную экзистенциального толка, свободу ДЛЯ, а не ОТ!

Один из методов терапии, который позитивно влияет на раскрытие и развитие личности – это метод песочной терапии. Песочная терапия позволяет выразить глубоко вытесненные и подавленные материалы из бессознательной части нашей психики. Позволяет быть самим собой, спонтанно самовыражаться. Песочная терапия эффективна не только для преодоления психологических и эмоциональных проблем, эта методика позволяет детям и подросткам преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями. Раскрепощает наши чувства и эмоции.

 Сложности с пониманием своего ребенка? Трудности с выбором или сложно разобраться в себе? Запишитесь на прием. Попробуем разобраться вместе. http://psycholog-dm-ru.1gb.ru/

 _______________

1 – Эрих Фромм “Иметь или быть”

Загрузка ...