ya-metrika

Нервозный спор о термине “PSYHE”: так чем же отличаются психика и душа?

Нервозный спор о термине PSYHE так чем же отличаются психика и душа

Нервозный спор о термине ψῡχή: так чем же отличаются психика и душа? 

Дарвин и Фрейд заходят в бар. Там на двух барных стульчиках сидят двое мышей-алкоголиков — мама и сын — и хлещут джин из двух напёрстков. Мама-мышь подымает глаза и говорит: 
— Эй, гении, расскажите мне, как мой сын дошёл до такого жалкого состояния? 
— Плохая наследственность, — отвечает Дарвин. 
— Плохой родительский сценарий, — говорит Фрейд (взято с: https://psycho-ho.ru/ ). 

Часто приходится слушать, особенно от некоторых православных священнослужителей, что психолог верующему человеку не нужен, потому что у такого человека должен быть духовник. И что в целом греч. термин “психика” (от др.-греч. ψῡχικός «душевный, жизненный») обозначает душу, поэтому, мол, никакой психолог не должен “лезть” в вопросы развития и функционирования бессмертной души, подотчетной только священнослужителю. Справедливое замечание (кроме попытки “лезть” с рационализаторскими предложениями верующим, что им можно в гражданской, неподотчетной священнику жизни, а что нельзя), вот только я за свои 18 лет тесных отношений с Православной Церковью и за 10 лет изучения психологической науки не видел ни одного психолога, который пытался бы измерить скорость исхода души из тела или учил бы народ оккультизму или атеизму. Зачем психологу, собственно, бессмертная составляющая и вопросы вероучения? Или эти опасения – попытка устранить конкурентов? Но психологи вроде бы не собираются массово открывать религиозные организации и подворья своих консультативных центров… 

Вообще такие претензии и чуть ли не обвинения удивляют: любой батюшка еще будучи семинаристом читал (ну, или должен был, но поиск будущей матушки помешал…) фундаментальный труд протоиерея Серафима Слободского “Закон Божий”, где автор раскладывает личность человека на дух, душу и тело, среди которых душа – отражение мыслей чувств и желаний “чиавека”. Это в общем виде неплохое описание функций психики, с которой работает психолог. 

Не в свои вопросы ни один психолог лезть не должен, никто не спорит, как не оспариваем невозможность, напр., для пожарного делать операции на головном мозге. Но правильные ли выводы сделаны в этом случае в отношении слова ψῡχικός или ψῡχή (дух, душа, сознание)? 

Шутка в тему. 
На ферме заболел конь. 
Ветеринар: 
– Если утром не встанет, я его усыплю. 
Утром конь не встал. Рядом лежала свинья: 
– Друг, пожалуйста, ну вставай или ты умрешь. 
Конь встал. Фермер: 
– Это чудо!!! Это надо отпраздновать! По такому случаю давайте скорее зарежем свинью! 
Мораль: никогда не лезь не в свое дело. 

У термина ψῡχή несколько различных значений (о чем должны знать священнослужители, поскольку греческий язык изучается в духовных семинариях аж 2 года). Это и дух, который свт. Григорием Богословом использовался в значении сознания, и душа – как в значении бессмертной субстанции,с которой работают батюшки (Гомер использовал этот термин в словосочетаниях, напр., “душа умершей матери” или “душа (жизнь) покинула его”), так и в смысле земных качеств (тот же Гомер использовал это слово во фразах, связанных со “смертной”, земной частью человеческой личности, напр. “он лишился сознания”); Аристотель писал о ψῡχή как о “глубинах души”, Героклит – в значении “жизнь”; Героклит, Ксенон, Платон – в значении “душевные свойства, характер, нрав”; Демосфен как “настроение, чувства”, описательно в знач. существо, личность, человек используется в Новом Завете, а Аристотель и Плутарх могли использовать термин в качестве обозначения бабочки и мотылька). 
Так на что же имеет психолог право получить благословение священноначалия в своей работе?) 

Очевидно, определение этой профессии В.И. Далем как “душеведа” несколько устарело. Большой психологический словарь определяет профессию психолога так: “1. Ученый или специалист по психологии. 2. Знаток человеческой психологии, психики”. Задача психолога – знать закономерности функционирования психики исходя из теоретических знаний и опыта помогать людям в решении их психологических проблем. А психика – “существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Взаимодействие живых существ с внешним миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них процессов, актов, состояний психических. Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира” (Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998). 

Итак, дорогой и всеми любимый психолог работает с закономерностями развития и проблемами психики, являющейся проявлением центральной нервной системы человека, и спасать или губить бессмертную “душу” психолог-профессионал не собирается. 

А о пользе парной работе с религиозными людьми священника (исповедь и душепопечение) и психолога (приходское психологическое консультирование) мы напишем в одной из следующих статей. Будьте с нами! 

Приглашаем Вас, дорогие читатели, на наши индивидуальные и семейные консультации и тренинги! Запись на нашем сайте: https://www.danilov-and-klocheva.ru/

Так же Вы можете написать нам письмо с вопросами о психологии или с просьбой написать о решении Ваших психологических проблем. Мы можем дать ответ на Ваши вопросы и привести варианты решения жизненных коллизий на нашем сайте, а также писать заметки, которые помогут Вам и людям со схожими сложностями понять, где же долгожданный выход из проблемной ситуации.

Загрузка ...