ya-metrika

Пара не пара

Мы привыкли думать, что мужчины по природе своей полигамны и стремятся к сексу без особых обязательств и с различными женщинами. А вот женщины в идеале предпочитают семейную жизнь с одним партнером. Как разрешить этот конфликт интересов?

Устойчивое выражение «хорошее дело браком не назовут» подтверждает статистика – более половины браков заканчиваются разводом, большое число пар (около 20 %) занимаются сексом менее десяти раз в год, и причина тому – отсутствие сексуального желания. Что же не так в супружеских отношениях? Почему мужчины и женщины так отличаются в сексуальных желаниях, фантазиях и поведении? Что убивает сексуальное влечение к супругу, с которым во всех других сферах прекрасные отношения? Можно ли «вылечить» такой институт, как брак, с помощью секса, или эта модель безнадежно устарела?

НАРУЧНИКИ И СВЕЧИ? ВЫ ЭТО СЕРЬЕЗНО?

Общество отвечает на эти вопросы развитием системы семейного консультирования, сексуальной терапии, мощной индустрии лекарственных средств, пластических операций и порно. Среди фармацевтических компаний идет гонка по созданию виагры для женщин, которая якобы решит проблемы.

Бил Марр, ведущий американского сатирического шоу, как-то спросил экспертов передачи: «Где правильный ответ? Пара живет двадцать лет в браке, и от былой страсти остался секс раз в год. Что делать?» Один ответил ему, что такие отношения надо бросать, второй – стараться не беспокоиться по этому поводу, еще один – что надо попробовать оживить свою сексуальную жизнь. Ну да, пара ароматических свечек, красные чулки, наручники – и пламя страсти опять воспылает по новой. Серьезно?!

Поиском ответов на эти вопросы занимается целый ряд наук. Так, биологи могут, сравнивая человека с другими животными, делать предположения о нашем поведении. Антропологи могут изучать племена, до сих пор живущие собирательством и охотой, чтобы сделать вывод о жизни всего человечества до изобретения сельского хозяйства. Археологи могут изучать артефакты и останки, чтобы по ним определять образ жизни первобытного человека. Разумеется, не все так просто – по костям, которым сотни тысяч лет, и предположительно не скажешь, какими были отношения между полами.

СЕКС НА ЗАРЕ

В последнее время вышел целый ряд книг, посвященных проблеме. В 2010 году появилась книга Кристофера Райана и Касильды Джета «Секс на заре» (Sex at Dawn), которая быстро стала международным бестселлером. Авторы доказательно аргументируют, что популярная стандартная модель эволюционной психологии – создание пар, стремление женщины к построению связей с партнером, который может обеспечить ее и потомство всем необходимым, озабоченность мужчины тем, чтобы быть уверенным в воспитании именно своего ребенка, – противоречит природе человека. Традиционная модель описывает сексуальные отношения между мужчиной и женщиной как постоянный и, вероятно, неразрешимый конфликт.

Авторы с уверенностью подчеркивают, что мужчины ищут эксклюзивный и относительно постоянный доступ к сексу в обмен на материальные блага, которыми они обеспечивают женщину и свое потомство. Одновременно мужчины хотят как можно больше секса с разными женщинами, без обязательств, тогда как женщины мечтают об одном партнере, с наибольшим числом обязательств.

В то же время женщина, особенно в период овуляции, не прочь поохотиться на мужчину с хорошими генами, не оставляя при этом ни своего постоянного партнера, ни детей. Существующая модель говорит нам, что для женщины секс не так важен, как для мужчины, для нее главное – эмоциональная сторона, привязанность и надежность отношений.

ЖЕРТВЫ МОНОГАМИИ

Получается, что моногамные отношения несвойственны человеку, и именно поэтому брак с самого начала был обречен на неудачу. Есть даже поговорка: «Если хочешь моногамии, выходи замуж за лебедя». Правда, недавние исследования с использованием ДНК-анализа показали, что 90 % лебедей отнюдь не верны друг другу. Если мы моногамны, почему мы не удовлетворены тем, что имеем? Артур Шопенгауэр, философ XIX века, заметил, что «в одном только Лондоне 80 000 проституток, и кто они, если не жертвы на алтаре моногамии?»

Людям, по логике авторов, присуща полиаморность, то есть у каждого может быть множество любовных отношений с несколькими людьми одновременно, с согласия и одобрения всех участников этих отношений. Для доказательства принципа они обращаются к сотням примеров ныне существующих племен в Южной Америке, Африке, Азии, у которых процветает полиамория. У мужчин нет проблем насчет отцовства, и ко всем детям они относятся как к своим. А дети, в свою очередь, уважительно относятся ко всем взрослым как к своим родителям.

ШИМПАНЗЕ ПРОТИВ БОНОБО

Поскольку модель сексуального поведения человека построена отчасти на сравнении с близкими к нам приматами, то авторы обращают внимание и на них. Вместо привычных шимпанзе, с которыми сравнивают человека, предлагается обратить внимание на бонобо. Если шимпанзе используют насилие, чтобы получить секс, то бонобо используют секс, чтобы решить проблемы. Бонобо – полиаморны, сексуально и социально активны и весьма напоминают человека.

В пользу такого сравнения говорят и относительные размеры тела мужчины и женщины. У других приматов это соотношение свидетельствует о характерном половом поведении. Самки гиббонов, живущих в моногамном союзе, не отличаются от самцов в размерах. У бонобо, шимпанзе и человека самки на 10–20 % меньше самцов.

Здесь необходимо подчеркнуть, что человеческие особи более социальны, чем гориллы, гиббоны или даже шимпанзе.

А социальные животные – не моногамны, потому что секс – один из видов общения.

У приматов, к которым мы принадлежим, лишь несколько видов являются моногамными, и все они живут на деревьях. Лишь 3 % всех млекопитающих и десятая доля процента беспозвоночных моногамны.

Секс – практически выражение дружбы, небольшое, но приятное вознаграждение за услугу или печать, скрепляющая временный союз.

Никто не обязывает связываться отношениями даже на день. У некоторых народностей для женщин повесить свой гамак рядом с гамаком понравившегося мужчины означает почти то же самое, что брак. На следующий день гамак, вполне возможно, будет висеть в другом месте. Во многих культурах понятия девственности не существует, даже нет слова, обозначающего это состояние.

СЕКС НА ЗАКАТЕ

Прийти к более или менее однозначному выводу помешала появившаяся в 2012 году книга Линн Саксон «Секс на закате» (Sex at Dusk), которая разбила в пух и прах аргументы авторов «Секса на заре», относящиеся к эволюционному развитию человека и особенностям поведения приматов. Если первая книга создала идиллическую картину мира, прямо по Жану Жаку Руссо, то вторая разрушила ее, не построив, впрочем, другой картины. Случилось то, что обычно случается в научном мире, – развернулась дискуссия, в которой множество фактов уточняется, опровергается и интерпретируется по-разному.

5 : 1

Психологические исследования доказали, что для счастливой совместной жизни надо чаще выражать позитивные эмоции – как минимум пять позитивных на одну негативную. Достаточно простой улыбки, кивка головы, даже «угу», показывающего, что вы слушаете партнера.

Если мы созданы как полиаморные животные, у мужчин и женщин равные права, у каждого много партнеров другого пола, а дети – общие, и неважно, кто отец, то встает вопрос: какая мощная сила могла превратить нас, живших так миллион лет, в скучных моногамных существ за десятки тысяч лет?

Известный ученый Дэвид Бараш (автор книги «Миф моногамии»), выражается однозначно относительно профессионализма авторов «Секса на заре». Можно сказать так: многое из того, что вы читали выше, либо не соответствует действительности, либо преувеличено, и лишь какая-то часть, может быть, отражает реальность.

Другими словами, спор о сексуальном поведении человека продолжается. Пресловутая двойная модель поведения женщины – стремление к постоянному партнеру и «охота за генами» в период овуляции – не подтверждается в полной мере. Да, женщины в такое время ищут новизны и покупают более сексуальные вещи. Но говорить о том, что они повально изменяют своим партнерам раз в месяц, будет большим преувеличением.

Более того, выясняется, что если у женщины один постоянный партнер, то риск преэклампсии (повышенного давления при беременности, грозящего потерей плода и матери) падает, а если у нее секс с кем-то еще, он существенно повышается. Это связано с работой иммунной системы, которой надо привыкнуть к вторжению чужеродного биологического материала (спермы). Согласитесь, это очень веский аргумент в пользу того, чтобы иметь одного партнера.

ЭТО НЕ ЛЮБОВЬ

В общем, многое из того, что мы думаем о сексуальном поведении человека, ошибочно. Если вы услышите рассуждения о том, что мы не моногамные существа и надо всем заняться тотальным промискуитетом, помните: это не совсем так или совсем не так. Тем не менее, стоит научиться отличать секс от любви.

Впрочем, и на этот счет существует, как минимум, две точки зрения. Одни говорят, что надо относиться к сексу как к рукопожатию – это дар и возможность, которой мы можем и должны делиться, не путая с любовью. Секс – не любовь и не грех, он не должен быть причиной разрушения социальных связей. Другие полагают, что секс – очень важная и серьезная часть жизни, надо изучать его и экспериментировать с ним – и все будет в порядке.

Так или иначе, у нас есть возможность говорить со своими любимыми обо всех вопросах, которые нас волнуют, и научиться относиться к сексу как к чему-то банальному или как к самому серьезному занятию – это решать двоим.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

ПРОСТО ЖИВИТЕ

Секс на заре, секс на закате, секс у мартышек и горилл – какой широкий горизонт для исследований и сравнений. Один автор проповедует моногамию на примере животных, другой считает секс рукопожатием (вероятно, под влиянием теории стакана воды), но выводы, которые удовлетворили бы всех и каждого, как всегда, не представлены. Однако не надо путать биологию и социальные проявления: они и рядом не стояли, чтобы хоть как-то пересекаться. Мартышкин половой акт для размножения никак не иллюстрирует историю Анны Карениной; лебединая верность – не повод обсуждать необходимость запрета гражданского брака; уровень гормонов в крови женщин мало коррелирует со склонностью к промискуитету у мужчин и женщин.

Брак и верность – такие же не связанные между собой понятия, как биологическая ПОТРЕБНОСТЬ в сексе и социальное ВОПЛОЩЕНИЕ этой потребности. Общество создает рамки, в которых человек живет – и чувствует себя комфортно. Но эти рамки меняются вместе с социумом, невзирая на биологические потребности не только отдельных людей, но и самого общества. И в таких условиях вряд ли стоит в качестве аргументов приводить пристрастия обезьян, северного оленя и даже аквариумных рыбок. Просто живите, как хочется и как комфортно, – и надейтесь, что общество вас не осудит.

Юрий Прокопенко,
практикующий врач-сексолог, кандидат медицинских наук, научный сотрудник Московского НИИ психиатрии
Источники

Barash D. P., Lipton J. E. The myth of monogamy: fidelity and infidelity in animals and people. New York : W. H. Freeman and Co, 2001.

Ryan C., Jetha? C. Sex at dawn : the prehistoric origins of modern sexuality. New York : Harper, 2010.

Saxon L. Sex at dusk: lifting the shiny wrapping from sex at dawn // CreateSpace Independent Publishing Platform, 2012.

Загрузка ...