ya-metrika

Пока мы вместе. Часть 3-я: Зачем мы вместе?

Пока мы вместе. Часть 3-я: Зачем мы вместе? (4)

«Мы в ответе за свое отношение к происходящему»

                                                                                     Ж. Рено

 «Чем дольше я живу, тем больше осознаю важность моего отношения к жизни. Отношение к фактам важнее самих  фактов.  Оно важнее  образования, денег, ошибок, успехов. Оно важнее общественного мнения.  Оно важнее моего внешнего вида,  моего таланта или того, чего я достиг.  Мое отношение  строит и разрушает мою фирму,  мой дом и мою церковь.

Важно то,  что у меня каждый день есть выбор по поводу того, какое отношение я буду иметь к каждому прожитому мной дню. Я не могу изменить свое прошлое; я не могу изменить поведение других людей.  Я  не могу изменить ничего из того, что есть. Все, что я могу делать – играть на  струне, которая у меня есть, это и есть мое отношение.  Я убежден, что жизнь  – это  10% того, что происходит, а 90% того,  как я на это реагирую. То же самое происходит и с вами; мы все в  ответе за свое отношение».

                                                                                 Ч. Свиндолл, американский пастор

Анализируя причины того или иного заболевания, недостаточно знать, что произошло с человеком. Главное – выяснить его отношение к случившемуся, как именно он переживает травмирующее событие. От этого будут зависеть тип патологии и ее тяжесть. 

Жильбер Рено на своих лекциях приводит в качестве примера известную ситуацию с супружеской изменой: муж приходит домой в неподходящее время и застает свою жену в постели с другим мужчиной.

Его переживания по этому поводу могут развиваться по следующим сценариям:

  • Он чувствует себя униженным и опустошенным, ощущает себя обесцененным в глазах жены (я для нее никто!). На уровне тела такая реакция может развиться в лейкемию (если была «запрограммирована» родителями, с рождения подвергавшими испытаниям его самооценку постоянными сравнениями с другими детьми).
  • Воспринимает ситуацию как нападение, «вторжение на свою территорию», то есть на самого себя. На уровне биологии происходит атака на коронарные сосуды, что грозит инфарктом миокарда. Так бывает, если у человека с детства сформировался стереотип «борьбы» за свои жизненные ресурсы, когда он выходил из битвы победителем.
  • Ощущает внезапную слабость в связи с невозможностью обозначить свои границы (личную территорию), что может спровоцировать болезнь мочевого пузыря (цистит), так как биологический смысл частого мочеиспускания – именно обозначение своей территории.
  • Испытывает угрозу своему престижу (что теперь обо мне будут говорить друзья-соседи?). В данном случае активируется родительская программа осуждения поступков родственников и друзей за их спиной. Эта ситуация вполне может привести к заболеваниям бронхов; и чем сильней шок, тем серьезней патология.
  • Переживает крушение всей жизни: шок распространяется в нескольких направлениях, затрагивая глубинную самооценку, перспективы собственного развития (движения), отношения с любимой женщиной (падение до нуля). На уровне тела так программируется рассеянный склероз, начинающийся с паралича ног.

 

Кармен и Стейн: болезнь отношений

Сам Стейн считает, что страдает монофобией, но это, скорее, “моногамо”-фобия, так как боится он не одиночества, а перспективы отношений с одной единственной женщиной. По его собственным словам, в этой своей фобии он зашел так далеко, что она превратилась уже в зависимость: кайф от походов налево стал сильнее удовольствия от секса как такового.

Его «монофобия» уже приближается к сексуальной эротомании, при которой субъект меняет своих партнеров «по первому зову», без особого разбора. Такое поведение может быть отражением  аутоагрессии человека, его стремления к самоповреждению. Он как бы играет в игру «Пни меня», описанную Э. Берном, в которой ведущий игрок бессознательно доказывает самому себе свою никчемность, получая от этого удовлетворение. И втягивает Кармен в дополняющую игру «Попался, сукин сын».

Монофоб в душе Стейна уживался с гедонистом, стремящимся к телесным наслаждениям при каждом удобном случае. В этом они и сошлись с Кармен, которая тоже была мастерицей «аранжировки» сексуальных утех («Гедонист, живущий во мне, был в свое время сражен наповал моей будущей женой Кармен, и они сразу поладили»). Женская грудь – грудь Кармен была, возможно, одной из самых чувствительных частей ее тела в эротических играх этой пары. Она и пострадала в первую очередь.

Так или иначе, Стейн и Кармен дополняли друг друга в своих играх – пока не пришла болезнь.

В фильме есть эпизод, когда Кармен просит Стейна состричь ей волосы, выпадающие после химиотерапии. Режиссер явно придает ему особое значение. Почему? Символически, волосы  олицетворяют жизненную силу и красоту. Стейн лишает свою жену и того, и другого (правда, с ее согласия). Так они переходят барьер между жизнью до и после. Но активен в этом процессе именно Стейн, Кармен – в роли жертвы обстоятельств.

 

              Пока мы вместе Часть 3 я Зачем мы вместе

Уместно будет здесь вспомнить, что Стейн панически боялся сделаться моногамным, и его бессознательное сохраняло этот страх, окрашивая мысли и поступки  своего хозяина. Желал ли он бессознательно расставания с Кармен? Очень может быть.  И сам страдал  от этого, постоянно чувствуя вину:

– …да, я и сам считаю себя полным ничтожеством.

– …Я виноват,… я страдаю, меня одолевают ярость, тревога, депрессия. Я эгоист, слабый, порочный, безвольный, неотесанный, лицемерный, никчемный, самодовольный, разбитый, аморальный, социально опасный…трусливый, фальшивый и несчастный.

И при этом Кармен больше думает о нем, чем о себе:

– Мне очень больно сознавать, что ты можешь быть счастлив, только когда меня нет рядом. Я знаю, жить со мной сейчас тяжело. Я бы все на свете отдала, только чтобы снова сделать тебя счастливым, но я не могу, и это сводит меня с ума…

                                                                                           (Р. Клуун. Пока мы рядом)

Но это теперь. А раньше, все годы их семейной жизни она неоднократно хотела покинуть Стейна, когда тот в очередной раз давал к этому повод. И все же выбрала путь страданий рядом с ним.

Возможно, перед смертью Кармен поняла свою ошибку. Ведь в письме к дочери она сказала замечательные слова:

– Луна, зачастую находится сотня причин не сделать чего-то, но всего одной причины достаточно, чтобы это сделать. Печально, когда приходится сожалеть о том, чего не сделал, потому что научиться можно только своими делами…

                                                                                                (Р. Клуун. Пока мы рядом)

                       

Что показала кинографика

Для более глубокого погружения во внутренний мир героев и понимания роли их бессознательного в формировании наступившей расплаты я обратилась к методу кинографики (см. мои предыдущие статьи).                                                 

                                                   Рисунок №1: встреча

                                        Пока мы вместе. Часть 3-я: Зачем мы вместе? (5)

 

Рисунки создавались сразу после просмотра фильма, до начала его анализа и прочтения книги Р. Клууна.

На рис.№1 (первая часть фильма) зафиксированы три плана: целующаяся пара, профиль старухи и определенные эротические символы (в самом низу ее лица). Встреча мужчины и женщины происходит  на фоне образа, который  А.Менегетти, к примеру, считал одним из самых негативных, символизируя «вампирический захват» и близость к смерти.  Присутствуя в бессознательном героев, «старуха» искажает их эротизм, забирая себе самую жизненную энергию. В данном случае сильнее страдает женщина, ввиду ее большей открытости.

Кроме того, присутствие изображения пениса, встроенного в лицо старухи, позволяет определить мужчину на рисунке как «пустого фаллократа», по определению того же А. Менегетти. Мужчины этого типа ловят окружающих на крючок своей сексуальности, делая ее навязчивой и липкой, как бы проникающей в мозг. После чего получают все, что хотят.

                                                Рисунок №2: расставание

                                        Пока мы вместе. Часть 3-я: Зачем мы вместе? (6)

На втором рисунке, который  создавался в течение завершающей части просмотра фильма, старуха определенно помолодела, подпитавшись свежей энергией, а все женские персонажи надели на голову маски смерти. И как бы не переживал мужчина происходящую трагедию, он бессилен изменить что-либо. Более того, жизнь его дочери (детское лицо в центре) также заражена архетипом «старухи». Девочка находится под сильным впечатлением от смерти матери, и ей, скорей всего, придется пройти долгий путь терапии, прежде чем она освободится от тирании этого образа.

 Болезнь Кармен: конфликт разлуки

Сильная привязанность к мужу и постоянный страх его потерять – вот что окрашивает  переживания Кармен и создает основу ее заболевания.  

Левая грудь у женщины-правши связана с отношениями в доме («гнезде»). Это сильно драматизированные переживания, связанные с кем-то из членов семьи, к которому она испытывает  материнские чувства.  И это может быть не только ребенок, но и обожаемый муж, и какой-то творческий проект, и сам дом – все, что заботливо и с любовью «взращивается», буквально берется «под крыло».

Состояние груди женщины является индикатором семейных отношений: тревога за близких часто приводит к маститам разной степени выраженности; страх или хронический стресс  чреваты онкологией.

Возможно ли исцеление?

А.Менегетти, позиция которого в отношении психосоматики во многом совпадает с высказываниями Ж.Рено, сравнивает образование опухоли с соматической шизофренией. Внутри субъекта появляется психическая раздвоенность: с одной стороны проблемная ситуация ему не нравится и он хочет ее победить, выстоять в борьбе с ней, одержать над ней верх; с другой  – сам он меняться не желает, стремясь оставить все как есть (свое поведение, свои отношения и т.д.). Опухоль сравнивается А.Менегетти с формой скрытого в бессознательном мятежа, восстания тела против пассивности его хозяина. Именно поэтому поражается самая чувствительная и жизнеспособная часть тела, которая как бы самоустраняется в знак протеста, когда человек ищет ей «замену» вовне.

Важно помнить, что при столкновении с конфликтной жизненной ситуацией  можно пойти любым из трех путей:

  • Преодолеть разногласия внутри себя, найдя некий консенсус, позволяющий продолжить личностный рост (поменять отношение к данной ситуации);
  • Физически покинуть неблагоприятную для себя среду (уехать в другой город, поменять работу, развестись и т.п.);
  • Уйти в патологию, приспособившись внешне, внутри оставив конфликт неразрешенным (расплата болезнью).

К сожалению, как отмечает А. Менегетти, больные с опухолевыми заболеваниями являются «жесткими упрямцами», готовыми сломаться, но не согнуться под давлением обстоятельств.  Даже осознавая все причинно-следственные связи, они продолжают вести борьбу за свое здоровье, сражаясь с другими, не меняя ничего относительно себя и нанося тем самым урон своему телу.

В практике Исцеления Воспоминанием основное внимание уделяется поиску конфликта, который спровоцировал заболевание человека, чтобы затем найти способ его реального разрешения. Однако знание причины содержит в себе лишь потенциал излечения. Главное – сам человек, его настрой на изменение своего отношения к жизни. И если он подсознательно не хочет отпустить свою болезнь, она останется и победит.

По утверждению Ж.Рено, процесс исцеления не зависит от того что человек хочет или знает, а только от того, что он с этим знанием делает. Ключ к исцелению – отношение к проблеме! Поменяв это отношение, можно изменить свою жизнь и выздороветь.

 

Использованная литература:

Хамер, Райк Герд. Научная карта Германской Новой Медицины. М., 2012

Рено, Жильбер. Исцеление воспоминанием: авторская методика разрешения внутренних конфликтов и лечения болезней. М.,2017

Психика, мозг, тело: глубинные причины болезней. Справочник клинического психолога, под редакцией Олега Матвеева. М., 2017

Антонио Менегетти. Образ и бессознательное. М., 2000

Антонио Менегетти. Психосоматика. М., 2005

 

 

 

Загрузка ...