ya-metrika

Потребность быть человеком. Часть 2

Продолжаем рассказывать об основных потребностях человека. В первой части статьи мы рассмотрели базовую потребность «бытие». Теперь поговорим о самоценности, сопричастности, самостоятельности, самореализации, безопасности и духовности. Всем ли потребностям вы уделяете достаточно внимания? Или какие-то из них остаются не реализованными?

Самоценность

Принято считать, что понятие самоценности введено в обиход Вирджинией Сатир.

Самоценность – это самый главный психологический фактоp, котоpый опpеделяет все то, что пpоисходит невидимо для дpyгих, внyтpи собственного дyшевного миpа. Самоценность пpоявляется чеpез общение с дpyгими людьми, чеpез наши постyпки. Это каpтина самого себя, своей индивидyальной значимости. Чyвство самоценности фоpмиpyется и видоизменяется постоянно в течение всей жизни человека. Оно зависит от наших yспехов и неyдач. Если самоценность является ощyщением значимости себя в конкpетной ситyации, то самооценка – это оценка своих возможностей, личностных качеств и места сpеди дpyгих людей независимо от конкpетной ситyации.

Вирджиния Сатир, психолог, психотерапевт

Это определение представляет собой ее понимание этой базовой фундаментальной потребности. Обратите внимание на такие слова в определении: «чувство самоценности формируется и видоизменяется». Это точка зрения Вирджинии Сатир, которая предполагает, что самоценность есть некоторый психологический фактор, который появляется в процессе жизни ребенка.


Читайте также: Потребность быть человеком. Часть 1


Однако для духовно-ориентированной модели личности это представляется иначе. Самоценность человеку дана, и в норме должна присутствовать как базовое самоощущение и самоотношение. В идеальной модели человек рождался бы и жил с этим фундаментальным ощущением и стремился бы его реализовать. И не было бы потребности в утверждении ценности своего бытия и подчеркивании своей значимости. Но, увы, для нас не очевидна самоценность. И хотя ребенок рождается в норме с этим ощущением, он его утрачивает или сохраняет, и это уже зависит от его личной истории.

Самоценность – фундаментальная потребность в ощущении (иногда в осознании) безусловной ценности себя (своего Я), своей личности, своего бытия, своей жизни. Быть – это прекрасно. Несмотря ни на что, радоваться жизни просто так, просыпаться с предвкушением радости.

Таким образом, это ощущение. Поэтому мы можем говорить о самоценности, которую переживает ребенок, больной, человек во сне или в состоянии комы. Поэтому работа с больными, инвалидами, нацеленная на восстановление этой фундаментальной потребности, может иметь успех.

«Быть – это замечательно. Быть – это прекрасно. Мне нравится быть. Я чувствую большую радость, что я есть» – вот что такое самоценность, выражаясь другими словами.

В норме из самоценности рождается радость и благодарность. Человеку трудно удержаться от улыбки, ему очень трудно удержаться, чтобы не поделиться с другими, и ему очень хочется за все благодарить. Кто-то из вас, возможно, переживал подобное в детстве, кто-то переживал, встречая рассвет или когда объяснялся в любви. У каждого человека есть память об этих эпизодах.

Самореализация

Это наиболее известная из базовых потребностей, которая была введена Маслоу и другими, особенно экзистенциальными психологами, и не нуждается в дополнительном комментарии. Но обратите внимание, что потребность самореализации может вступать в конфликт и с потребностью независимости, и с потребностью сопричастности. Это связано с тем, что человек стремится реализовать себя, и это может быть некоторой утратой для других. Есть множество ситуаций, в которых человеку приходится выбирать между этими потребностями.

Самостоятельность

Самостоятельность, или независимость, – это то, без чего развитие человеческой личности невозможно. Как только я ощущаю ценность собственного бытия, у меня возникает несколько задач – функциональных личностных задач.

Я ощущаю, что мое бытие – ценность этой жизни, но и бытие другого – такая же ценность. И тогда между нами возможны отношения, но если отношения возможны, значит есть и границы. Я дорожу своей ценностью, и поэтому должен ее ограждать, должен соблюдать независимость и свободу.

Но в то же время важно помнить о ценности другого и не повредить ее своими манипулированиями или своей экспрессией, агрессией. И не допустить того же по отношению к себе. Само понятие самоценности вынуждает позаботиться о самостоятельности и независимости. А независимость человека – условие его бытия.

Сопричастность

Сопричастность (принадлежность) – потребность в ощущении безусловных связей с другой личностью и с тем, что больше меня, семьей, родом, группой, в безусловном принятии меня моей семьей и мною моего рода, а также способ самоидентификации и самопознания.

Это третья базовая потребность. Сопричастность – это, по сути дела, такая психологическая альтернатива любви. Человек наделен любовью с избытком. Некоторые люди считают, что никогда не любили, не знают, что такое любовь. Интересно, что надо было сделать, чтобы любовь запрятать, забетонировать и заизолировать так, чтобы ее не чувствовать? Любовь проявляет себя сама. Тут не требуется никаких усилий.

Сопричастность психологи называют еще потребностью принадлежности. Это потребность принадлежать не только себе, а еще семье, любимым, группе, социуму, стране, миру, всему человечеству.

Духовность

В основе духовности лежит потребность в высшем, абсолютном. И прежде всего – потребность в смысле, который принадлежит этому миру. Эта базовая потребность связана с определением смысла. С понятием духовности очень близко соприкасается экзистенциальная психология по Франклу и Лэнгле. Во всех этих теориях потребностей человека очень много параллелей, и много можно заимствовать, много можно развивать.

Безопасность

То, без чего невозможно сохранение ценности своего бытия в жизни. Ценность бытия нуждается в сохранности, нуждается в ограждении. Человек обязан позаботиться о своей безопасности. Чувство безопасности дает возможность человеку раскрыть свой потенциал и потенциал своей сопричастности, и любви, и своей самоценности и самореализации.

Однако безопасность может вступать в конфликт, например, с самореализацией, потому что самореализация может быть связана с риском. А риск уменьшает чувство безопасности, возрастает тревога. Возросшая тревога вынуждает безопасность становиться более актуальной потребностью, и человек может отказаться от самореализации в какой-то момент.

Или чувство безопасности требует отказаться от каких-то отношений в ущерб сопричастности. Например, мальчик отказывается дружить со своей группой, которая его третирует, над ним издевается. Ему очень хочется дружить, но над ним издеваются, и он отказывается, потому что его безопасность более важна.

Сопротивление связано с безопасностью. Благодаря сопротивлению люди умеют защищаться, постоять за свою личность и, по сути дела, позаботиться о своей самоценности, даже если они ее не переживают, не осознают. Но тем не менее они умеют сказать «нет», осознанно или неосознанно.

Как изменяются наши потребности

Потребность быть человеком. Часть 2 (2)

Базовые стремления (потребности) личности

Перед вами графическая модель, изображение семи потребностей личности. Эта диаграмма может изменять свои величины. И действительно, этот рисунок можно преобразовать так, что, скажем, самореализация будет слабее выражена, будет короче этот вектор, а безопасность будет самым длинным и ведущим вектором.

Таким образом, мы можем рассматривать личность как совокупность разно выраженных потребностей или, вернее, разно удовлетворенных потребностей личности в зависимости от выбора человека. За всем этим стоит свобода. За всем этим стоит выбор: какую потребность я могу предпочесть сегодня? Какую потребность я могу пока отложить? Например, самореализации или сопричастности. Но сегодня для меня важнее безопасность или независимость.

Эти потребности расположены на трех осях. Они действительно могут быть антагонистами. Например, безопасность с самореализацией или безопасность с сопричастностью. Я могу отказаться от сопричастности своей семье, потому что семья мне, например, вредит, я чувствую ущерб, хочу поставить некоторую защиту от воздействия, от манипуляции, от подавления. Таким антагонистом может быть, например, самостоятельность и духовность.

Антагонистами могут быть стремление быть и самоценность, самоценность и безопасность. Например, если ребенку угрожает смертельная опасность, он может отказаться от своей ценности ради выживания и потом может никогда к ней не вернуться. А может и вернуться (уже взрослым и зрелым) на психотерапии для того, чтобы попытаться встретиться с ценностью себя, то есть с ощущением радости своего бытия.

Модель потребностей человека, о которой мы рассказали в этой статье, отражает сравнение и понимание личностных потребностей под определенным углом и опирается на терапевтический опыт. Дальнейшие исследования могут быть направлены на анализ и удовлетворение отдельных базовых потребностей личности, из-за которых возникают конфликты и кризисы, а может быть, и целиком на всю совокупность базовых потребностей, на внутриличностные конфликты и их терапию.

 


По материалам конференции «Психология современности. Кризисы и ресурсы» 

Загрузка ...