ya-metrika

Проклятие Девятой симфонии

Проклятие Девятой симфонии (5)
Музыканты – народ суеверный. Одним из самых известных, но так и неизученных феноменов, является поверье о девятой симфонии.  Также его называют Проклятьем девятой симфонии. 

С чего все началось?

Великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен (1770-1827) скончался вскоре после премьеры Девятой симфонии, написанной им в 1824 году.

На его похоронах присутствовал и молодой композитор Франц Шуберт (1797-1828), который нес погребальный факел. Несмотря на свой весьма молодой возраст, он был автором уже девяти симфоний. И работал над десятой, точно также, как и его знаменитый предшественник. Шуберт сильно простыл на похоронах Бетховена. Иммунитет композитора был ослаблен и вскоре он заразился брюшным тифом, от чего через несколько месяцев скончался. 

Проклятие Девятой симфонии

Впервые о том, что существует странная закономерность между написанием Девятой симфонии и смертью композитора, задумался австрийский композитор и дирижер Густав Малер. Он был автором также девяти симфоний и решил избежать злосчастной участи, переделав подпись к своему симфоническому произведению “Песнь о земле”. Однако смерть настигла композитора в процессе работы опять-таки над десятой симфонией.

Антон Брукнер (1824-1896), австрийский композитор и педагог, представитель последней  волны австро-немецкого романтизма, написал девять симфоний, причем девятая осталась незвершенной. В процессе изучения этого проклятия стала видна одна деталь. Антон Брукнер был автором десяти симфоний, самая первая была обозначена цифрой “ноль”. Что снова-таки подтверждает мысль о некоей рубежной черте в творческом наследии композиторов. Таким образом, Брукнер скончался, работая, как и другие композиторы, над Десятой симфонией.

 Придать этому вопросу философско-мистическое объяснение попытался австрийский и затем, с 1933 года американский композитор, основатель новой венской школы, реформатор музыкального искусства Арнольд Шенберг (1874-1951).

На личности этого уникального человека остановимся более подробно.  Арнольд родился в Вене, в еврейской семье, причем его мать была уроженкой Праги, одного из крупнейших центров еврейского мистицизма. 

Врожденный мистицизм композитора, высокая чувствительность и тонкая нервная организация одновременно мешали и помогали в творчестве и в жизни. Так, Арнольд Шенберг страдал от трискайдекафобии, боязни числа тринадцать. Примечательно, что композитор родился 13 сентября, а умер 13 июля!

Именно благодаря Шенбергу музыкальный мир задумался над таинственным проклятием девятой симфонии. 

Проклятие Девятой симфонии (6)

«Те, кто написал свою Девятую, подходят слишком близко к потустороннему», — заметил по этому поводу Шёнберг в речи памяти Малера 12 октября 1912 года.

И хотя далеко не все музыканты скончались после написания Девятой симфонии, тем не менее, феномен этот по сей день явлчется неразгаданным.

Так, многие композиторы сознательно не продолжали симфонический цикл. В частности, советский композиор Никита Богословский создал восемь симфоний, и заключительную назвал “Последней”, прожив еще двадцать лет в спокойном и мирном состоянии.

Весьма примечательным и необычным примером здесь выглядит творчество русского и советского композитора Василия Мясковского. Он написал аж 27 симфоний, выбрав их основной для своей деятельности.  Тем не менее, обращает внимание тот факт, что 27 в сумме дает 9. Что подталкивает нас к размышлению. Причем, 27 симфония была написана композитором в 1948 году, за несколько месяцев до его ухода в мир иной.

Девятая симфония стала роковой и для Александра Глазунова (1865-1936), и для Альфреда Шнитке  (1934-1998).

Из всех композиторов для меня лично творчество Шнитке максимально близко к трансцендентальному, потустороннему. 
 3 августа 2019 года исполнился 21 год, как не стало этого удивительного композитора, тонкого, замкнутого, словно пребывающего всегда в отстраненно-интровертном состоянии, наедине со звуками… Альфред Гарриевич оставил сложнейшее произведение, по сути нерасшифрованное, полное тайн и сокровенного смысла. Мне кажется, что композитор, будучи тяжелобольным, здесь уже вполне намеренно ведет разговор со Смертью, без суеверного страха, вопреки ему, но не вербально, а излагая звуками, то сопротивляющихся ее приближению, то покорно резонирующих с ней.

Проклятие Девятой симфонии (7)

Число Девять– это Акт Трансформации, это Дверь туда, откуда нет возвращения, нет возможности принять исходное положение, есть только полет на совершенно ином уровне взаимодействия со Вселенной.

Это число- граница между рядом цифр однозначных и двузначных; как отметил  представитель юнгианской школы Ремо Рот, “девять – это число-проводник к новому миру, то есть  к миру двузначных чисел (от 10 до 99)”.

Это число – перевертыш, число- гротеск,  создающее путаницу и тревогу между 6 и 9, равно как и 666 и 999.

При умножении на девять, в сумме будет всегда число, образующее девять.

Так, 2*9=18 (1+8=9)

3*9=27 (2+7=9)

4*9=36 (3+6=9)

9*9=81( 8+1=9)и тд.

Это число сложное в своем архетипическом значении. Рубеж, граница в подсознании каждогоиз нас представляется нам неким заколдованным местом, табу, куда можно заглянуть только избранным. Помните, как у Гессе, переживающего подобный мистический опыт: “только для сумасшедших. Плата за вход – разум”…

Пока работала над этой статьей, вспомнила множество суеверий, связанных с этой цифрой, но не захотелось уходить из музыкального искусства.

Для психологии этот феномен представляет научный интерес и осмысленный поиск ответа на вопрос: Что же это? Царство Страха, блокирующего живое, активное, витальное взаимодействие с миром? Или Нечто большее, Голос Коллективного Бессознательного, регулирующего процесс познания и открытий на Земле? И что же стоит за этой Девятой симфонией: трамплин в жизнь Вечную или обречение на мытарства в девяти кругах ада?

Проклятие Девятой симфонии (8)

По вопросам сотрудничества:

Телефон 89272823878
Скайп Arkhangelskaya 

© Все права защищены. При работе с текстом ссылка на первоисточник обязательна!

Загрузка ...