ya-metrika

Против эстетики зла

Я не смотрела фильм “Джокер”, потому что не особо люблю эмоционально тяжёлые произведения и стараюсь фильтровать свой информационный контент, так как работаю в сфере психологии и информационная экология для меня – важная составляющая заботы о себе и профилактики эмоционального выгорания. Но интерес к тому, чтобы сформировать своё мнение об этом нашумевшем фильме у меня есть, поэтому возможно, всё же со временем посмотрю.

Этот мой пост имеет некоторую косвенную отсылку к “Джокеру”, а также к фильму Вуди Аллена “Иррациональный человек”, который я таки посмотрела. Мне очень претит идея поэтизации зла и психопатологии. Всё в этом мире относительно и все правила и категории типа добра и зла условны, но для меня сохраняются и абсолютные вещи как то: убийство себе подобных остаётся убийством, эмоциональная глухота и неумение сострадать остаются собой, какие бы причины к этому ни привели и каким бы соблазнительным и утонченным ни был человек их совершающий. Гитлер тоже любил детей и хорошо рисовал, и возможно в жизни был весьма прекрасный и любезный человек с непростой судьбой.

В этом ключе мне близки идеи аристотелевской этики.

– «Итак, добродетель есть сознательно избираемый склад [души], состоящий в обладании
серединой по отношению к нам, причём определённой таким суждением, каким определит её
рассудительный человек. Серединой обладают между двумя [видами] порочности, один из
которых – от избытка, другой – от недостатка. А ещё и потому [добродетель означает
обладание серединой], что как в страстях, так и в поступках [пороки] преступают должное либо в
сторону избытка, либо в сторону недостатка; добродетель же [умеет] находить середину и её
избирает. Именно поэтому по сущности и по понятию, определяющему суть её бытия,
добродетель есть обладание серединой, а с точки зрения высшего блага и совершенства – обладание вершиной».
– «Вот почему трудное это дело быть добропорядочным, ведь найти середину в каждом отдельном случае — дело трудное, как и середину круга не всякий определит. Точно так и гневаться для всякого доступно, так же как и просто раздать и растратить деньги, а вот тратить на то, что нужно, столько, сколько нужно, когда, ради того и как следует, способен не всякий. Недаром совершенство и редко, и похвально, и прекрасно. А значит, делая середину целью, прежде всего нужно держаться подальше от того, что резче противостоит середине»
– “Лучшие люди просты, но многосложен порок.” (Аристотель. Никомахова этика)

Возвращаясь к теме поэтизации злодеев в художественных произведениях, отмечаю, что люди, категорически не различающие свои фантазии и реальность, лишенные эмпатии и сострадания и вступающие на путь жестокости и психологического отыгрывания своих травм, вряд ли способны к сложному психическому усилию сознательного выбора серединного пути. И в красочном, зачастую довольно плоском современном искусстве нередко поэтизируются “суперзлодеи” и “супергерои”.

В фильме Вуди Аллена “Иррациональный человек” автор витиевато показывает, как привлекателен, сложен и умен может быть злодей (условно говоря), и как примитивно и скучно на его фоне могут восприниматься “обычные” люди с их непритязательными радостями, несрвершенствами и планами на жизнь.

Если обратиться к русской литературе, в которой нередко встречаются подобные герои, например, взять “Героя нашего времени” и “Евгения Онегина”, то их авторы рисуют портрет своего героя через сложную систему его взаимоотношений, раскрывая разные его черты, как привлекательные, так и отвратительные, оставляя скорее вопрос и ответ на совести самого читателя, и лишь через скрытые детали и символы выражают свое авторское мнение в произведении. Примерно такого сложного художественного характера и фильм Вуди Аллена, в отличие от многих современных американских фильмов.

www.echizhova.ru/blogПротив эстетики зла

Загрузка ...