ya-metrika

Психоанализ перверсий

Психоанализ перверсий (2)

 

Слово «перверсия» появилось в 19 веке, но свои корни оно имеет в латинском языке. Слово “pervertere” означает переворачивать, опрокидывать. Позднее его стали связывать с низвержением традиций, отсюда же “perversitas” – слово, означающее нечто экстравагантное, абсурдное, а позже испорченное. Из-за существующих негативных коннотаций в DSM оно заменено на «парафилии» – любовь вкривь. Хотя даже в этом неологизме звучат отголоски морализации, ведь парафилик «любит вкривь» не из-за того, что он представляет меньшинство, а потому что его желание не совпадает с нормой, которую медицина определила как «порядок». Если обратить внимание на список парафилий и более ранний список перверсий, то он почти не изменился. Если в донаучные времена норму определяло Священное писание, то в 19 веке сексуальная мораль подчинялась критерию «естественности», тогда это подразумевало, что сексуальный контакт должен приводить к появлению потомства, поэтому мастурбация, гомосексуальность, оральный секс считались перверсиями. Сегодня эти практики не считаются перверсивными, так как нынешняя парадигма основана на утилитаристской этике. В психоанализе ж изначально вопрос о перверсии был поставлен не в моральных, или историко-культуральных терминах, а скорее в терминах расщепления убеждений.

Зигмунд Фрейд, анализируя фетишизм, обнаружил расщепление Эго в следствии отказа от части реальности. В случае фетишизма, который анализировал Фрейд – это был отказ от признания отсутствия пениса у женщин. Ребенок мужского пола, установив в какой-то момент, что у женщины отсутствует пенис, начинает отвергать это бессознательно, хотя сознательно понимает, что пениса у женщины нет. Фетиш в таком случае – это своеобразный заменитель пениса.

Сегодня каждая психоаналитическая школа, рассматривая синдромы перверсии, видит то, что ей хочется видеть, в большинство школах эта категория исчезла. Но если следовать и продолжать развивать фрейдовское понимание, то перверсия – это еще один способ обращаться с действительностью, отличный от невроза, где центральный механизм обращения с реальностью – это вытеснение, и психоза (в котором главный механизм негации – форклюзия). В отличии от психотика, перверт сохраняет ясное ощущение реальности, но при этом перверсивное действие включает отличающейся знания.

Например, садист наслаждается, поскольку, с одной стороны, он, как и каждый, хорошо знает, что его жертва не виновна и что, даже если она все же виновна, то она не заслуживает такого отношения. Но, с другой стороны, он ведет себя так, как будто жертва виновна и поэтому заслуживает самого серьезного наказания.

В своей книге «Перверсии» Сержио Бенвенуто анализирует необходимое знание для удовольствия и знание, которое отрицается и для других перверсий – мазохизма, эксгибиционизма, педофилии и тд.

Психоаналитическое лечение перверсии – трудное дело, как правило, к психоаналитикам обращаются люди невротической структуры для исправления чего-то эго-дистонного – то есть, чтобы найти средство против чего-то, что анализанту не нравится. Перверсии, наоборот, преимущественно эго-синтонны, это то средство наслаждения, которого анализант хотел бы лишиться меньше всего.

Перверсия большей частью гетеро-дистонна, то есть она дистонна в отношении того, чего хотят другие. Если невротик говорит: «Я бы хотел, но я не могу», то перверт: «Я наслаждаюсь, но другой не наслаждается по-моему», перверсия не отвергает субъективность другого, она эксплуатирует его ради своего удовольствия.

Что же дает психоанализ перверту? «Чистый перверт» не попадет в кабинет аналитику, в анализ попадают скорее невротики, которые не отказывают себе в перверсивном удовольствии. Для одних анализантов – анализ может поставить под вопрос перверсивный способ наслаждения, некоторые отказываются от своей перверсивности. Другим – позволяет принять свою перверсивность не невротическим и не саморазрушительным способом. Психоанализ первертов должен приводить к интеграции частей самости, а знания и желания должны при этом совпадать друг с другом.

 

В статье использованы материалы:

  • Бенвенуто Сержио «Перверсии»
  • Бенвенуто Сержио «Перверсии сегодня», «Европейский журнал психоанализа» 2013
  • Рудинеску Элизабет «Некоторые аспекты перверсии», «Европейский журнал психоанализа» 2013
Загрузка ...