ya-metrika

Психология жизненного выбора

Психология жизненного выбора (10)

Важно не то, что со мной делают обстоятельства,

а то, что я делаю с тем,

что со мной делают обстоятельства.

Жан Поль Сартр

Психология жизненного выбора

Мы сами выбираем свою жизнь. Хотя это и неочевидно. В этот зазор неочевидности так хочется спрятаться, отдаться на волю судьбы, снять с себя ответственность, жаловаться, что «не сложилось» и всячески отмахиваться от простой правды. Правда такова: мы сами выбираем свою жизнь.

Подход, звучно называемый экзистенциальным, к этой правде подошел ближе всего. Он позволяет нам оттолкнуться от этой мысли для расширения границ своей жизни, для открытия внутренней силы, для узнавания самих себя – подлинных и человечных.

Этот подход, который сначала сложился в философии, а потом плавно перешел и в практику психотерапии, говорит с  нами серьезными, вдохновляющими, приглашающими к размышлению работами своих авторов. Некоторые из них заставляют задуматься, а некоторые очень поддерживают. Ниже их голоса. Судите сами.

 Психология жизненного выбора (11)

Первым, конечно, будет Сёрен Кьеркегор. Не только потому, что он жил раньше других приведенных здесь мыслителей (1813-1855). А потому, что он первый сказал точно и красиво то, что потом докажут и другие: «Быть человеком – значит выбирать».

Каждый из нас обладает свободой выбора, и может выбрать аутентичное (настоящее) или неаутентичное (ложное) существование.

Ложная жизнь – это так называемая «жизнь секонд хенд», если идею Кьеркегора изложить современным сленгом. Жизнь по чужим меркам и правилам. Каждый из нас создает себя, делая свои жизненные выборы.

Мартин Бубер связывает способность к выбору с внутренней нравственной жизнью. Если ты в каждый возможный момент не делаешь выбор в пользу добра, говорит он, тем самым ты в этот же момент уже делаешь выбор в пользу зла.

Зло – это отнюдь не сознательное злодейство, это просто отсутствие выбора в пользу добра. Интересная мысль, не правда ли? Особенно если примерить ее к нашей ежедневности.

 Психология жизненного выбора (12)

Мысль эту разовьет чуть позже французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, автор моей любимой цитаты, приведенной в качестве эпиграфа. Он скажет, что наша жизнь – это авторский проект, основанный на наших выборах.

И при этом мы выбираем не только свои действия, но свою неспособность действовать. Выбираем свою неспособность действовать. Немного остановитесь на этих словах, они важные.

Другой философ, Мартин Хайдеггер, раскроет психологическую сложность выбора: всякий выбор – это отказ. Отказ от других возможностей, от того, что уже никогда не состоится. В этом кроется внутренняя драма выбора.

Кульминация этой драмы – смерть человека как «невозможность дальнейшей возможности».

Если не бояться печали и честно посмотреть на жизненные выборы глазами Хайдеггера, мы поймем, почему иногда так не хочется делать выбор. Потому что каждый выбор отсекает какие-то потенциальные варианты, которые еще могли бы быть… но не будут реализованы.

Если признать, что за каждым выбором стоит потеря, можно эту потерю пережить и освободить энергию для той живой возможности, которую мы выбираем.

Иначе человек надолго застревает, держась за потенциал нескольких вариантов, не выбирая ни одного из них, и в конечном счете, проигрывая свою жизнь внешним обстоятельствам.

 Психология жизненного выбора (13)

Друг Хайдеггера, психотерапевт и психиатр Карл Ясперс, считал, что сомнение и чувствительность к нажиму извне не просто осложняют наши выборы, но и повышают риск психических заболеваний.

Тотальное сомнение  – это основное препятствие для нашей внутренней свободы и подлинности. Подлинная жизнь означает не просто умение слышать свой внутренний голос и быть собой. Подлинная жизнь означает умение становиться собой, переживая поражение.

Тезис Ясперса о том, что мы становимся по-настоящему собой, переживая поражение и кризис, потом возьмут на вооружение многие мотивационные спикеры и авторы современных бестселлеров.

Хорошая мысль. Из тех, на которые можно опереться, проходя свою темную полосу.

 Психология жизненного выбора (14)

Про психотерапевта Медарда Босса еще из институтского курса истории психологии запомнился интересный факт: будучи студентом, он проходил курс психоанализа у З.Фрейда, но так как студенты живут небогато, Фрейд возвращал ему часть денег, чтобы будущий терапевт мог купить себе еду.

Босс запомнил этот курс анализа как один из самых значимых моментов своей жизни. А впоследствии развил идеи выбора (как известно, сам Фрейд отрицал идею свободы выбора и верил в детерминизм).

М.Босс напоминает каждому: ты имеешь свободу выбирать. Просто с рождения под влиянием различных «нельзя» и «делай, как я», ты мог её потерять. У многих из нас в силу детских травм сформировалась «невротическая несвобода», увы.

Психотерапия – это как раз тот инструмент, который призван возвратить человеку его внутреннюю свободу и его умение выбирать. Чем глубже внутренняя «рана», тем больше длительность необходимой психотерапии.

При этом терапевт ни в коем случае не подталкивает клиента к «правильному» выбору, он позволяет больше опираться на себя, помогает увидеть различные возможности и выбрать одну из них.

И эта работа в терапии делает человека более открытым. Человек начинает больше доверять жизни. Это проявляется в росте нашей решительности и готовности действовать, которую Босс описывает так:
 

«Иногда нам следует прыгнуть в воду вместо того, чтобы все время пробовать, не слишком ли она холодная».

 

Действие – важный шаг выбора, иначе можно анализировать и думать, растрачивая внутреннюю энергию. Сделайте первый шаг, и дорога постепенно проявится!

 Психология жизненного выбора (15)

Идеи о том, как сочетать размышления и действия, развивает известный гуманистический психотерапевт Ролло Мэй.

Он выделяет два компонента в наших выборах: желание (насколько мы понимаем, чего мы хотим на самом деле) и волю (насколько мы готовы действовать во внешнем мире).

Р.Мэй предлагает типологию людей:

Неопуританский тип – люди с преобладанием воли, дисциплинированные перфекционисты, которые часто не слышат своих желаний. Их девиз «надо – значит, надо». Они могут многого достигать во внешнем мире, но при этом теряют ощущение радости.
Инфантильный тип – человек имеет доступ к желаниям, и многие свои желания выражает вовне. То, чего ему не хватает – это воля, решительные действия, не всегда приятные. Не хватает умения отложить реализацию своих сиюминутных желаний ради важных для себя целей.
Наконец, есть и счастливчики, которые научились сочетать спонтанность и волевое усилие, желание и сознательные действия. Они приходят к внутреннему балансу – умеют достигать поставленных целей, но при этом умеют и расслабляться, получать удовольствие, радоваться. Их Р.Мэй называет креативный тип.

 Психология жизненного выбора (16)

Особенное место в ряду психотерапевтов, изучающих проблему выбора, принадлежит Виктору Франклу. Человеку, который своей судьбой апробировал и доказал идею свободного выбора.

Свой главный труд он написал в концентрационном лагере, пройдя Освенцим, Дахау и Терезиенштатд, оказывая при этом психотерпевтическую помощь другим заключенным.

Что такое человек? – говорит Франкл, – Это существо, постоянно принимающее решения, что оно такое. Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти камеры с молитвой на устах.

Мы всегда имеем выбор, в любых обстоятельствах, говорит Франкл, но мы боимся делать выбор и часто выбираем не выбирать. А помогают нам отговорки двух типов:

  • Конформистские отговорки: «так принято», «хочется быть не хуже других», «в наше время иначе нельзя», «все так делают, и я должен».
  • Тоталитарные отговорки: я не выбираю, меня «заставляют» общественные требования, политическое положение, влияние родителей и другие объективные вещи, более сильные, чем я.

Психология жизненного выбора (17)

Вслед за Сартром, Франкл выносит свой приговор – во всех этих случаях вы тоже делаете свой выбор. Вы в любом случае его делаете, даже когда отказываетесь от выбора и считаете, что выбрать невозможно.

Развивает идеи Франкла его последователь Альфред Лэнгле. Он использует модель, предложенную Франклом для описания жизненного выбора как последовательности этапов:

1 шаг: осознать поле возможностей;
2 шаг – эмоционально соотнестись с имеющимися возможностями, «пропустить» их через себя, разглядеть в них ценности ;
3 шаг  – найти единственную наилучшую возможность и принять решение в ее пользу;
4 шаг – выбрать способы наилучшего действия в соответствии с принятым решением, реализовать его.

Выглядит все несложно, но на самом деле уже на первом шаге перед нами стоит важная задача. Как мы можем осознать поле возможностей?

Для этого нужно то, что Лэнгле называет феноменологической открытостью. Это умение открыться навстречу миру, ситуации.

Обычно мы задаем себе вопрос «Что я хочу от этой ситуации?». Психотерапевт предлагает заменить этот вопрос на противоположный: «Чего эта ситуация хочет от меня?».

Такой поворот сознания Лэнгле называет экзистенциальным поворотом.

Интересно объяснение термина «смысл» в этой модели. Жить осмысленно – это значит выбрать и реализовать наилучшую возможность из тех, что предоставляют нам обстоятельства.

Та возможность, которая по своей ценности выделяется нами как лучшая в данных обстоятельствах, и есть смысл текущего момента.

Психология жизненного выбора (18) 

Осуществление выбора требует волевого усилия. Конечность статьи тоже его требует – поэтому многие точки зрения и мысли останутся за пределами этого текста.

Под занавес оставлю только пару поясняющих цитат:

Экзистенциальная терапия – это не отдельная система терапии в противовес другим школам, а установка по отношению к терапии. Р.Мэй.

Экзистенциальная терапия не намеревается изменять людей, как это принято в бихевиоральной традиции. Она не предполагает, что людям непременно требуется измениться. Ее целью является помощь людям в развитии их персонального способа энергичного взаимодействия с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь. Э.Ван Дорцен.

Надеюсь, вы нашли в этом тексте почву для размышлений о собственных выборах. А открыть свои индивидуальные способы выбора можно в личной психотерапии.

Статья про психотехники, помогающие сделать правильный выбор здесь: 

https://www.b17.ru/article/life_choice/#c2158348

 

Литература по теме: 

  • Дорцен Ван Э. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. М., 2007.
  • Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов н/Д, 1998.
  • Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
  • Лэнгле А. С собой и без себя. М., 2017.
  • Мэй Р. Любовь и воля. М., 2007.
  • Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2008.
  • Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии М., 2000.
  • Франкл В. Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере. М., 2018.
  • Хайдеггер М. О существе человеческой свободы. Введение в философию. М., 2018.

10. Ясперс К. Философская вера. М., 2000.

 

Я очень вам благодарна, если вы делитесь своим мнением в комментариях. Если вы напишете в комментариях любые вопросы относительно ваших выборов, буду рада их с вами обсудить. 

А если текст нравится, вы можете подписаться на мою страницу. Присоединяйтесь)) И до встречи в новых статьях! 

Другие мои статьи здесь: https://www.b17.ru/msemiletkina/#article 

 

Желающих жду на консультацию или терапию. Записаться можно:

по  телефону, в WhatsApp: 8 963 638 83 91

или через сайт b17:  https://www.b17.ru/zayavka.php?mod=psiholog&id=380286

 

Психолог Марина Семилеткина ❤ 

 

Загрузка ...