ya-metrika

Путаны Виктюка

Итальянский драматург Нино Манфреди согласился на постановку своей пьесы «Путаны» в России при условии, что режиссером выступит Роман Виктюк. Это и произошло в 1997 году. С тех пор комедия неизменно собирает аншлаги.

Героев пьесы всего двое: немолодой драматург (Ефрим Шифрин) и уличная проститутка (Екатерина Карпушина). То есть «путана» – это ее профессия; как пишут в анкетах – «основной род занятий». Почему же в названии пьесы фигурируют «путаны», во множественном числе? Потому что, говоря словами героя, «людей легкого поведения среди интеллектуалов порой больше, чем среди женщин легкого поведения». Проститутки продают свое тело, а интеллектуалы – совесть…

Драматург образован и талантлив, но ради заработка он пишет ширпотребные сценарии, о которых сам не может говорить без иронии. Заискивает и унижается перед кинопродюсером, и втайне надеется создать интеллектуальный шедевр о «ядерном жертвоприношении». Его соседка-проститутка, напротив, малообразованная девчонка: она наивно предлагает ему «после выставки Кандинского пригласить Кандинского на ужин». Но в итоге она оказывается добрее и благороднее него.

Это пьеса о внешних и внутренних ценностях. Как известно, есть ценности внешние, социальные: слава, престиж, деньги. А есть внутренние, духовные: совесть, доброта, милосердие. Как, живя в социуме, сохранить себя? Можно ли пожертвовать ценностями внутренними ради социальных – и до какой степени? Мы не властны над внешними обстоятельствами, но можно сохранить свою систему ценностей, а значит – человеческое достоинство.

Интересная и очень символичная деталь: у героини есть пластинка, которую она слушает каждый вечер, потому что боится поменять – техника плохо работает. И лишь в конце спектакля герой помогает ей это сделать. Так и выглядит наш жизненный сценарий: подобно вертящейся пластинке, мы бегаем по замкнутому кругу, попадая в одни и те же ситуации. Как говорят, «нельзя дважды войти в одну и ту же реку, но можно трижды наступить на одни и те же грабли». И боимся поменять свою жизнь, даже к лучшему – неизвестность пугает. Для перемен нужна сильная мотивация, а что нас мотивирует сильнее, чем любовь?

Спектакль ведут мимы – у них нет слов, но они принимают активное действие во всем происходящем. Они словно стали материальным воплощением субличностей героев. «Субличность» – часть личности, которая живет самостоятельной жизнью, обладает своими переживаниями, взглядами, желаниями. И возникает в результате внутреннего конфликта.

Спектакль забавный, трогательный, мудрый. Скучать вы точно не будете.

Загрузка ...