ya-metrika

Раздражают люди (?)

Раздражают люди

Статья получилась очень объемной. Однако, ее содержательность крайне высокая и, по сути, может изменить отношение человека ко многим вещам и повлиять на всю дальнейшую жизнь. Поэтому, запаситесь терпением, вооружитесь внимательностью и концентрацией, разомните пластичность своего сознания. И, если Вас не затруднит, оставьте свое  мнение и обратную связь в комментариях – я вложил очень много сил как в разработку идеи статьи, так и в изложение.

 

Почти год назад я опубликовал статью “Как побороть гнев и раздражительность?“, где рассказал о природе возникновения раздражительности, психических механизмах протекания и методах борьбы.
За прошедшее время и массу случаев в практике связанных с трудностями саморегуляции, у меня появились мысли, которые отлично дополнят оригинальную статью в части приложения раздражительности и демонстрирования иррациональности ее возникновения.
 
Итак, раздражительность и гнев, как мы помним, являются реактивным защитным образованием психики в ответ на несоответствие реальности внутренним ожиданиям.
 
А вот изначально – в животном мире – агрессивная реакция призвана активизировать организм для преодоления несоответствий и достижение желанного.
Например, животное преследует добычу, будучи движимой аппетитом и представлением о том, как его будет употреблять, однако, встречается с другими особями, которых, быть не должно. Высок риск остаться без добычи (причина 1) и поставить свое существование под угрозу (причина 2). Возникает состояние ярости и животное готовиться к борьбе за добычу и свою жизнь.
 
Конечно же, у животных нет представлений, как категории в мышлении в принципе. Но человеческая раздражительность и гнев базируются именно на этих аффектах.
 
Но в совсем искаженных формах и часто без объективных причин.
Наоборот, почти вся раздражительность современного человека – неуместна и вредна, потому, что обусловлена субъективностью восприятия мира. Ведь сознание очень субъективизирует наше мироощущение. Вы задумывались о том, что животные, не имея сознания, по сути самые адекватные существа? Удивительно, но с точки зрения психологии это так. Они настоящие реалисты.
 
 
Вернемся к нашим баранам. В сегодняшнем мире человек крайне редко сталкивается с ситуациями, когда ему необходимо бороться за жизнь или кусок мяса, без которого он уже завтра, натуральным образом, может умереть. Формально можно провести параллели подавления клерка на совещании, вследствие чего его проект не будет защищен, он не получит зарплату, будет голодать и фрустрироваться. Но это слишком сложная цепочка для бессознательной реакции. Вся цепочка логическая и основывается на сознательном восприятии. А гнев и раздражительность – бессознательные чувства.
 
Тем не менее, несмотря на то, что ситуаций с риском для существования мало, раздражительность является очень частым явлением для психического.
 
 
Почему так? И как это объяснить?
 
Дело в новой субъективности восприятия мира, ставшей возможной благодаря появлению сознания. А субъективность увеличила в разы количество ожиданий от мира, грубо говоря.
Вообще жизнь сознательного человека очень сложна, по сравнению с животным. Объем потребностей, задач, количество субъектов взаимодействия, технологии, неестественная ноосфера, как место существования и реализации и т.д.
 
И здесь уже работает элементарная логика: чем больше ожиданий -> тем больше несоответствий им -> тем больше чувства раздражения.
Уже дети начинают раздражаться в очень раннем возрасте, когда у них отнимают игрушки, с которыми они хотят играть. Или они “бесятся” из-за того, что у них не получается нарисовать “Ровное солнышко”. Такое, какое они хотели, то есть заранее представляли по мере реализации внутреннего видения. Реальность не подтвердила их ожидания – реальность получает реакцию раздражительности.
 
Но уже здесь ясно, что если ранее раздражительность имела функциональное полезное назначение – мобилизация организма к борьбе. Ибо все ожидания были ранее (в животном мире) были связаны с ситуациями, которые можно было решить за счет грубой силы, ловкости, выносливости, состояния аффекта, снижения болевого порога и т.д.
То в сознательной жизни задачи иные, и гнев не находит своего полезного приложения.
А связка “несоответствие ожиданию – раздражительность” осталась. Вне зависимости, какого формата ожидание и что от него зависит, жизнь или акт творчества.
 
 
Ожидания.
 
Ожидания очень сложная категория. Можно было бы возразить: “Но ведь ровное солнышко – это сознательное ожидание. Почему ребенок испытывает бессознательный гнев?”.
Дело в том, что ожидания имеют бессознательный первоисточник. Ожидания – это эдакая оформленная для действия задача от бессознательного. А что является главным в бессознательном? Правильно: влечения.
 
Каждый акт ожиданий направлен на достижение цели, которую диктует влечение для своего удовлетворения. Влечение – основа живого организма. Без влечений не было бы даже смысла двигаться, питаться и размножаться никакой форме жизни.
 
Ожидания могут быть сознательными, когда мы их поняли. Но влечение мы, чаще всего, не понимаем. Что и обеспечивают работу связки, в случае если ожидание не подтверждается.
 
Рисование солнышка спонсируется влечением любви. Ребенок рисует солнышко для того, чтобы показать маме и получить одобрение. Либо натуральное, либо уже интроецированное (то есть за счет того, что он справился, интроект матери его похвалит. Уже не реальная мать, а внутренняя. Ибо понимание “ровности солнышка” и то, что ровное солнышко красивее, и то, что именно за красивое солнышко и за старание можно получить любовь и похвалу – уже есть в психике (интроекты материнских законов – образуют совесть, инстанцию психики Сверх-Я, Супер-Эго, Идеальное-Я)).
 
 
Что определяет обычную современную раздражительность взрослого человека?
 
Тот же конфликт Сверх-Я с его ожиданиями и реальности. Сверх-Я же очень субъективно. Стоит ли говорить, что личности родителей и, в частности, Матери, весьма своеобразны и полны своих особенных акцентуаций, что определяет главную основу субъективности.
 
Главное положение: никакая субъективность не может удовлетворяться реальностью в полной мере. Следовательно, несоответствие реальности ожиданиям неизбежны.
 
А раздражительность, при этом, уместна в очень редких случаях. Посему, нам следует взять сознательный контроль над своей реакцией. Натренировать способность регулировать себя в эти моменты. И это не просто возможно, это довольно несложно.
Помогает в этом критическое мышление.
 
Теперь пора примеров, без которых в данной статье не обойтись.
Возьмем очень распространенный пример причины раздражения – поведение других водителей на дороге: повадки других водителей, поступки, стиль вождения.
 
Что происходит в психическом человека?
Есть совокупность представлений о том, как должны вести себя водители других автотранспортных средств, как должно осуществляться вождение (это и есть ожидания). Реальные случаи на дороге часто не соответствуют этим представлениям. У нас возникает раздражение, которое, по идее, должно быть направлено на то, чтобы мобилизовать организм и видоизменить реальность так, чтобы она стала соответствовать.
Что ж, некоторые водители действительно активизируются, догоняют Другого, кто их подрезал, заставляют остановиться и извиниться, а также, дать обещание, что Другой больше так не будет. Это максимальная форма гнева и прямая ее реализация. В какой-то мере она действительна имеет смысл и ситуация изменена, хотя на самом деле человек просто самоутвердился и нашел хоть какой-то выход для гнева.
 
По существу же, Другой просто уедет и далее будет вести себя так, как захочет, если не хуже. А первый водитель никогда его больше не встретит, зато встретит множество других аналогичных, которых он еще пока не учил не подрезать ЕГО и у него огромный фронт работы.
 
Понимаете алогичность?
 
 
Проективная идентификация
 
Здесь уместно ввести в статью понятие проективной идентификации, т.к. она связана с тематическим процессом раздражительности.
Пара определений для точности понимания

Проективная идентификация – психический процесс, заключащийся в бессознательной попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека о внутреннем мире другого.

и

психический процесс такого проецирования желаний и фантазий человека вовне, на другие объекты, при котором одновременно осуществляется идентификация не столько с самими объектами, сколько с собственными проекциями на них.

 
Итак, наша субъективность формируется за счет интроекции массы представлений о себе и внешнем мире. Они невольно складываются в ожидания. По умолчанию наши ожидания наиболее близки к нашему опыту и пониманию устройства мира.
Если в среде воспитания высокая культура ответственности (либо родители ответственные, либо Суворовское училище для мальчишек), то такой же уровень ответственности невольно ожидается от всех людей. И если они не соответствуют ожиданиям то что? Да, вызывают раздражение. Человек их не понимает: “Как можно быть таким безответственным? Непрофессиональным? Пофигистом?”.
Если же в среде наоборот стиль спокойного отношения к задачам, родители творческие, сами не очень ответственные, то и культа ответственности нет. Как и понимания тех людей, кто так острое реагирует на забывчивость, непунктуальность и выбивание из сроков: “Да чего ты так кипятишься?! Конец света что ли? Ну подумаешь сегодня не сделал. Не горит же и ничего не произойдет ужасного”.
 
Как работает в этих случаях проективная идентификация? На примере ответственности. Данная черта характера строится на том, что все ответственные поступки ребенка положительно подкрепляются и обмениваются на любовь, а не ответственные наоборот негативно, отбирая любовь.
Таким образом у ребенка возникает любовь к ответственности в себе и неприязнь к безответственным помысла и поступкам. Неприязнь – защитное формирование. Ибо ребенок неоднократно получал фрустрации от родителей, после которых ему действительно было плохо на аффективном уровне. Чтобы данный опыт не повторялся, в психике формируется негативное отношение к безответственности.
 
Как мы познаем других и коммуницируем с ними? Через сопереживание, через идентификацию с другим.
Мы помещаем свое Я в их образ, временно и с определенной интенсивностью находимся в их состоянии и положении. И ожидание от Другого при проекции в него моего Я – ПОЛНОСТЬЮ МОИ ОРИГИНАЛЬНЫЕ. И вот здесь начинает проявляться разность субъективности.
У Другого-то своя субъективность и свои представления о себе и мире. И действует он в соответствии с ними. Мы же его оцениваем исходя из своих.
Когда проявляется несоответствие нашим представлениям, задействуется паттерн защиты от того стиля поведения, который в детстве имел негативное подкрепление: “Так нельзя поступать, а то будет плохо”.
И, т.к. Другой временно Я, мы желаем изменить его, чтобы избежать фрустраций (которые неактуальные, т.к. мы давно не дети, но которые все равно действуют, ибо интроецированы в бессознательное), как нечто такого, что угрожает нашему существованию по аналогии с животным миром. А чтобы нам преодолеть угрозу требуется что?.. Правильно, мобилизация усилий, раздражение и гнев.
 
Но в реале идентификация с Другим направлена на то, чтобы мы могли его понять. Это единственный способ. Идентификация никак не угрожает нам. Но, ввиду того, что сознанию все это сложно понять – работа осуществляет бессознательно и по-своему архаичному разумению, которому миллионы лет.
Однако, у сознательное может управлять этим, если ему вменить это в обязанность и развить навык.
Если решить не раздражаться – то можно не раздражаться. Особенно, когда понимаешь внутренний процесс.
 
 
И это касается любой акцентуации характера. Ответственность/безответственность, альтруистичность/эгоистичность, щедрость/бережливость, открытость/сдержанность, отношение к идеологиям вроде феминизма, веганства, традиционализма, либерализма, коммунизма, отношение к музыке, живописи, конкретным личностям, явлениям, феноменам, внешний вид, татуировки, курение, досуг, увлечения и проч.
 
Короче, всё, что может вызывать раздражение. Потому, что все может быть частью субъективности, следовательно, на основании чего можно сформировать свои ожидания и проецировать их в других людей, либо получая удовольствие от соответствия, либо получая раздражения от несоответствия.
 
По сути мои ожидания – это требование от всех других, от всего мира соответствовать им. А раздражение – это импульс, заряд, направленный на то, чтобы изменить всех этих “Заблудших”. Представьте себе.
 
К сожалению, почти все считают, что такое раздражение – это норма. И поэтому никак не регулируют его, позволяя изливать агрессию на других, которая, как мы знаем, является очень приятным и наркотическим чувством, порицаемым обществом и, благодаря чему, еще более желанным, ибо легальных способов реализации агрессии становится еще меньше.

Перманентное раздражение на кого-либо или что-либо – это не есть норма. Это свидетельство того, что необходимо пересмотреть свои ожидания.
Да, есть общечеловеческие ценности, вроде гуманности и справедливости. И мы все воспитывались в среде, где нам их транслировали. Мы все, вроде как, должны придерживаться их. И мы все друг друга регулируем как раз реакцией на антигуманные и несправедливые поступки.
 
Но во всей прочей массе субъективного, то есть не общечеловеческого – никто не должен быть таким, как хотим мы. Да и невозможно это. Мы все ходячие миры с бесконечностью законов с определенными настройками этих законов. И каждый из нас общается с массой других людей, а значит служит вместилищем их проекций и ожиданий, как и они служат для наших.
 
Оставьте в покое людей. Придерживайтесь общечеловеческих ценностей сознательно. Как и реагируйте на их несоответствующее поведение также сознательно: осудить, поругать, заявить в милицию и проч. можно БЕЗ РАЗДРАЖЕНИЯ. Можно и нужно.
 
Поймите, что Ваше раздражение – это, своего рода, невозможность смириться с тем фактом, что Другой (Другие) не такой (такие) как Я. Это же вздор! Что они родились не в то же время, не в том же месте, не в той же культуре, не в той же семье, смотрели не то же, слушали не то же, любили не то же и т.д.
 
Надо понимать и признавать разнообразие мира, других людей, их уникальность и достоинство данного разнообразия.
Вы можете сознательно выбирать круг общения, стиль взаимодействия, высказывать свою точку зрения, если не согласны, но испытывать раздражение не обязательно, оно не требуется, в нем нет смысла, т.к. Вы не будете менять их всех. Раздражение только вредит качеству жизни цивилизованного человека.
 
Вы должны управлять раздражением, а не оно Вами.
Именно на осознанности строится культура, то есть на способности терпимости, толерантности, интеллигентности, чувстве такта, принятия Другого сознательно. Мы можем все рассматривать сознательно, реагировать сознательно и менять (меняться) сознательно. Это не отказ от чувств, тем более положительных. Это отказ от бессмысленных вредных чувств, по типу гнева, да и то, в определенных случаях. Гнев бывает полезен. Но редко. Гораздо реже, чем думает большинство.
 
 
Об иллюстрации.
Не стал далеко ходить, чтобы сохранить наибольшую узнаваемость и понятность. На картинке Гнев из известного анимационного фильма Pixar “Головоломка” или “Inside Out” в оригинале, что можно перевести как “изнутри-наружу”. Звучит хуже, но смысл передает лучше. Процессы происходящие внутри психики – проявляются вовне, в том числе наши проекции и ожидания.
В мультфильме Гнев включался совершенно по определению психологии: когда ситуация не соответствовала ожиданиям и возникало желание как-то повлиять на обстоятельства за счет своей агрессивной реакции.
Что примечательно, по морали мультфильма, важны все аффекты, но именно в уместные моменты. Гнев оказался нужным только при стычке со сверстниками, когда Райли угрожало падение социального рейтинга в референтной группе. Радость же банковала большую часть времени.
Чего и Вам желаю.
 
Пестуйте свою осознанность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...