ya-metrika

Шпаргалки психологического терапевта. Что такое психология?

Шпаргалки психологического терапевта. Что такое психология? (2)

Статья была написана в ответ на просьбу моей хорошей знакомой Анастасии ответить на вопрос “что такое психология?” исходя из моих собственных представлений. И я вдруг понял, что мне это тоже нужно – внятно и отчетливо определить самую суть того, чем я занимаюсь в качестве профессии. Получилось что-то вроде шпаргалки для того, чтобы время от времени перечитывать и не забывать самого важного и существенного.

Может быть еще кому-нибудь пригодится. 🙂

 1. Психология это все же – наука. Кто бы что бы ни говорил, но у нее есть свой предмет. Он имеет нефизическую и в некотором смысле иррациональную природу, но этот предмет так же реален, как и все физическое. Но это – не душа (псюхе). Это то, что метафорически обозначается словом “душа”.

Что ЭТО?

 2. ЭТО (т.е. предмет психологии) есть особое пространство, связывающее, объединяющее и делающее ЦЕЛЫМ килограммы мяса, литры крови, километры нейронных цепей, килограммы биологически активных веществ, миллиарды миллиардов белковых молекул невообразимого количества видов и свойств. Все, что до погружения в ЭТО было не более, чем организмом, после того, как ЭТО проникнет во все самые дальние уголки всего этого биологического множества, делает его ЕДИНЫМ ЦЕЛЫМ не только внутри самое себя, но и объединяет его с действительным окружающим миром. Т.е. превращает в “целостную обособленность”, одновременно являющейся неотъемлемой частью Мира и Жизни.

 3. ЭТО есть не что иное, как СТРУКТУРА. Некая конструкция, образуемая компонентами, расположенными друг относительно друга таким особым специфическим способом и образом, в таких особенных пропорциях и соотношениях, которые в своей совокупности и наделяют всю структуру в целом теми СВОЙСТВАМИ и КАЧЕСТВАМИ, которым никогда было бы не суждено возникнуть в каждом из компонентов структуры, взятом в отдельности от всего остального. Структура это и есть то, что делает ЦЕЛОЕ чем-то бОльшим, чем сумма его частей. В философии это называется холизмом, а такой подход обозначается, как холистический.

 4. Компоненты, составляющие собой структуру ЭТОГО, сами являются многоуровневыми структурами. Поэтому для удобства исследователи ищут именно тот структурный уровень, обособленная целостность которого, своим взаимодействием с другими компонентами, формирует структуру ЭТОГО. Именно этот структурный уровень  принимается в качестве ПСИХИЧЕСКОГО, а вся совокупность таких компонентов называется ПСИХИКОЙ. Иными словами к психике относится весь тот набор “инструментов”, посредством которых организм объединяет себя в единое целое, и уже в качестве обособленной целостности объединяет себя с окружающим миром. Ключевым субстратом, которым оперирует психика, является ИНФОРМАЦИЯ. Именно это и разграничивает собственно психическое от, например, нейробиологического, субстратом которого являются биохимические или биофизические вещества и процессы, а функцией которого является трансформация всего этого в информацию.

Из приведенного выше тезиса следуют ключевые функции психики:
а) достаточное восприятие;
б) адекватное отражение;
в) структурирование, идентификация, позиционирование, ориентация;
г) целеполагание и целеопределение;
д) регуляция возбуждения и согласование его с целями;
е) обратная связь и формирование корректирующей активности. 

5. Главным и единственным продуктом психики являются ОБРАЗЫ. Это удивительнейшее творение эволюции живой материи. Образ представляет собой такой информационный “слепок” какой-то части окружающей действительности или самое себя, который преодолевает т.н. “барьер стрелы времени”. Последнее является биологическим ограничением организма, выражающимся в том, что прямой и непосредственный контакт психики со средой возможен только в точке времени “здесь и сейчас”. А этого явно недостаточно для развития продуктивной целевой активности организма. Именно поэтому эволюция “двинулась” в сторону поиска возможностей “расширения” т.н. “горизонта восприятия” т.е. увеличения границ периода контакта. И именно это обстоятельство, по всей видимости, сделало “необходимым” формирование всех этих многосложных психических структур, поскольку решения задачи расширения “горизонта восприятия” в сугубо физическом пространстве нет, оно есть только в информационном пространстве.

 6. Образы обеспечивают многомерность и многоаспектность восприятия. Образ всегда имеет намного большую “емкость” относительно своего прототипа. Образы могут взаимодействовать друг с другом, позиционироваться друг относительно друга, соотноситься и соизмеряться друг с другом. Таким образом образы тоже способны образовывать структуры, называемые МОДЕЛЯМИ. Модели обретают некое самостоятельное значение, которого не было в простой совокупности образов – ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ модели. Модели с высокой прогностической ценностью сами в какой-то момент начинают образовывать собой структуры следующих уровней и таким образом формируется одна большая метамодель – ВНУТРЕННИЙ МИР человека. Но и на этом структура не останавливается в своем развитии. Поскольку внутренний мир человека становится равноправной частью РЕАЛЬНОСТИ, он сам начинает “поставлять строительный материал” для новых и новых структур, активно взаимодействуя с компонентами окружающей действительности. Так формируются совершенно уникальные мегаструктуры, каждая из которых существенно отличается от себе подобных, хотя, казалось бы, все они сформированы по одинаковым “алгоритмам”. Называются эти мегаструктуры ЛИЧНОСТЯМИ.

Здесь я не удержусь от еще одного замечания, которое касается ценности феномена личности в качестве огромного эволюционного приобретения биологического вида Homo Sapiens. Личность является уникальным “продуктом”, который, с одной стороны, формируется в некотором общем смысле “репликационным” способом, но с другой стороны не приводит вид к биологической идентичности. Наоборот, наш сугубо человеческий способ “выращивания” личностей оказался наиболее “биологически удачным” в том смысле, что он обеспечивает достаточный уровень множественности и многообразия для обеспечения устойчивости вида. 

7. Таким образом выходим на формулировку определения ПСИХОЛОГИИ. 

Психология – это наука об общих закономерностях формирования, развития и функционирования личности в условиях психической среды. 

Предметом психологии является все многообразие проявления личности во взаимосвязи с влиянием на эти проявления факторов психической среды. 

Это определение предмета отличает его от современного словарного определения психологии[1], в котором ее предметом определяется психика. Основная идея критики такого определения предмета психологии заключается в следующем:

       а) Психика не равнозначна самому человеку. В противном случае пришлось бы либо признавать наличие бесконечной множественности психик, либо отрицать бесконечное многообразие людей и их существенные отличия друг от друга даже в соотношении друг с другом двух индивидов. Это служит благодатной почвой для возникновения и «научного обоснования» всякого рода унификационистских идей в области межличностных, межгрупповых и социальных отношений. А это, в свою очередь, открывает врата для искушения найти не менее «научное обоснование» повелительному властвованию, принуждению, психологической депривации и иным насильственным формам воздействия в качестве инструмента социальной унификации и приведении общества к «единообразному благу».

Каждый отдельно взятый человек не сводим к его психике. Потому, что в определенном смысле он является событием в этом мире, в котором сошлись в одном «перекрестке» и его личная жизненная история, история его рода, впитанная им культура, ткань социальной истории в том отрезке времени, в котором человеку выпало жить и многое другое. Совокупность всего этого, хоть и не прямо-непосредственно, но вполне ощутимо «принимает участие» в человеке, задавая не содержание, но векторы его развития.

       б) Позиция психики «в центре» предмета психологии необоснованно сужает область научного поиска. Из нее логически «выпадают» такие аналитические сегменты, как феноменология и интенциональность, оставляя  место лишь ноуменологическим системам анализа. Но на современном уровне развития Знания это является тормозом, сдерживающим фактором для развития психологии, как науки, обращая всю ее некогда былую понятийную стройность в примитивную редукционистскую конструкцию, не успевающую за стремительно меняющимся миром.

       в) Предмет психологии эволюционировал на протяжении всей истории развития этой науки от «души»,  через «сознание» (Герберт Спенсер, Джон Милль и др.), «непосредственный опыт» (Вильгельм Вундт), фунционализм (Уильям Джемс), бихевиористское «поведение», (Джон Уотсон, Беррес Скиннер), «бессознательное» (Зигмунд Фройд и прследователи), «образы» и операции с ними (Макс Вертгеймер), «экзистенцию» (Виктор Франкл, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Ролло Мэй), «информационную машину мозг» (Ноам Хомски, Джордж Миллер) к попыткам нового осмысления предмета психологии через внутренний мир человека (В.А. Мазилов)[2] и близкое к предлагаемому в настоящей статье определению (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский[3], П.И.Александрович[4]). В своей совокупности весь этот эволюционный путь представляет собой великий ценный багаж Знания о Человеке, однако следует помнить о том, что актуальное в тот или иной период развития не может оставаться актуальным вечно. Процесс непрерывного уточнения предметов в науках отражает не слабость или зыбкость научного знания, а напротив, его гибкость и силу. Особенно, когда это происходит в смежных науках. Положение же «психика, как «центр» предмета психологии», размывает разграничение со смежными областями знания, такими как с одной стороны, нейробиология и психофизиология, а с другой стороны – социология. «Пересечение» предметов только препятствует взаимному продуктивному научному «смежествованию» и создает предпосылки к различного рода спекуляциям, не способствующим развитию знания о человеке.

 8. Одним из ключевых источников энергии развития любой науки является ее СМЫСЛ. Ответ на вопрос: «Для чего это все и кому все это нужно?» является главным ориентиром в научной деятельности, особенно в фундаментальном ее сегменте. Диффузия смысла чревата риском постепенного дрейфа науки в прикладной сегмент и постепенное «иссушение» той ее части, которая составляет ее основу.

Психология, в центре предмета которой стоит личность, обретает смысл сохранения этого уникального дара Природы, удивительного сугубо человеческого образования, сочетающего в себе и биологическое (точнее будет сказать биофизическое) и информационное и полевое. В этом смысле психология служит надежным противовесом технократической тенденции к эффективности и оптимизации. Эти два плеча должны сохранять свое равенство и баланс, поскольку их нарушение в любую из сторон разворачивает человеческую цивилизацию к исчезновению. 

9. В завершение этой статьи конечно же о том, что составляет суть и содержание повседневной работы – о психологической терапии. Этот вид помогающей практики опирается на психологию и работает ее инструментами. Исходя из данного выше определения психологии, целью психологической терапии является ИСЦЕЛЕНИЕ личности, т.е. устранение препятствий для возвращения ее к естественному движению в сторону целостного системного состояния как составляющих ее частей, равно как и во взаимодействии личности и внешней окружающей среды. Психологическая терапия не является разновидностью медицинского лечения, т.е. возвращения пациента к состоянию функциональной нормы. Она также не является разновидностью духовной практики, поскольку никак не определяет направление движения в развитии личности, оставляя выбор за ней самой.

 

(с) Сергей Чернышев, 2019 г.

__________________________________________________________________ 

[1] Психологический словарь URL http://psi.webzone.ru/st/091600.htm, дата обращения 27 августа 2019 г. 

[2] Мазилов В. А. Предмет психологической науки и философия психологии /Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. — 2714 с. — С. 108—115 ISBN 978-5-9270-0362-4 

[3] Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний. – М.: Издательский центр “Академия”, 1998. – 512 с. ISBN 5-7695-0277-0 

[4] Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие по одноименной дисциплине для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / П.И. Александрович, А.П. Александрович. – Мн.: БГТУ, 2004. – 274 с. ISBN 985-434-369-3

Загрузка ...