ya-metrika

Творческий кризис

Как выбраться из творческого кризиса? Эта тема волнует очень многих творческих людей. Поисковик «Яндекса» выдает 34 миллиона ответов на этот вопрос. Но стоит ли доверять советам и рекомендациям многочисленных коучей, литераторов, актеров и самопризнанных знатоков жизни?

Советы дают «знатоки»

Большинство «специалистов» дают практические советы в духе коучинга, например:

  • когда вы обдумываете тему, разминайте мячик левой рукой (как некий «волшебный» рецепт, хотя специалистам понятно, что здесь речь идет о стимуляции правого полушария, отвечающего за творческое, образное мышление);
  • займите себя какой-нибудь физической нагрузкой, погуляйте, потанцуйте, отвлекитесь от терзающих вас мыслей;
  • сходите на концерт, на выставку, в музей, посетите исторические места;
  • не читайте других авторов, а лучше вообще ничего не читайте недели две, не смотрите фильмы, не делайте ничего, что, как вам кажется, вдохновляет вас;
  • не оправдывайте собственную лень, пишите каждый день, хотя бы просто поток мыслей, неважно о чем.

В качестве причин творческого кризиса гуру указывают порой противоположные страхи: страх неудачи и страх успеха. И так далее…

Выход есть!

Как и любая другая психологическая проблема, творческий тупик проявляется по-разному у разных людей в зависимости от типа личности и структуры характера. И соответственно, выход из него тоже будет разный. То есть если у тебя страх неудачи – разбираться нужно с ним, а если успеха – то, соответственно, именно с ним. Для этого сначала нужно обнаружить причины, которые мешают вам отдаться творческому процессу.

В этот момент, как глубинные психологи, мы возвращаемся все к базовым истинам – познать себя, свое истинное Я, услышать тихий голос своей души, дать место и пространство этому в своем внутреннем мире. И если писать – это действительно то, чего просит твоя душа, позволить этому проявиться во внешнем мире.

А вот дальше могут пригодиться многочисленные практические советы. Но прислушиваться к ним стоит только выборочно, всякий раз сопоставляя мнение с собственными ощущениями и представлениями о творческом процессе.

 

Самое важное – помнить, что все гении когда-то с чего-то начинали и их первые шаги чаще всего выглядели весьма посредственными.

 

Также следует отличать одаренность и талант от гениальности. Гениальность заключается прежде всего в моменте творческой инициативы, в создании чего-то нового, чего никогда не было прежде.

Одаренность – это сверхмотивация, то есть человека одаренного не нужно мотивировать, ставить перед ним какие-то цели, его дар требует от него заниматься именно этим делом, постоянно прилагать усилия именно в этом направлении; сам процесс доставляет творцу удовольствие и удовлетворение.

Есть мнение, что гениальность заложена в каждом человеке от рождения, а талант – это непростой дар. Человек, наделенный большим талантом, зачастую обделен в других областях своей жизни. Все известные нам гении отличались огромной работоспособностью и самоотверженностью, они отдавали своему служению всю жизнь.

 

Гении неудобны и сложны в общении, их близкие часто страдают от этого.

 

Гений также совместим со злодейством, здесь можно говорить об извращенной гениальности. Человек также может отказаться от своей гениальности, чтобы жить было легче, чтобы быть понятым и принятым другими.

В поисках вдохновения

Меня, например, вдохновляет мысль, что человек по-настоящему свободен только в творчестве, когда он создает нечто из ничего, целые миры из ничего. Творец рождает что-то прежде всего для себя, из своей глубинной потребности написать, изобразить, высказать то, что у него внутри. И если он показывает это миру, то он дополняет мир своим смыслом, становится еще одной новой гранью сферы человеческого познания, одним из бесконечной череды со-творцов культурной истории человечества, или даже больше – сотворцов нашего мира.

 

А что вдохновляет к творчеству вас? Размышления на эту тему помогают найти ресурс, который в дальнейшем будет полезен для выхода из творческих тупиков без потерь.

 
Загрузка ...