ya-metrika

Уилфред Бион. Движения душевной жизни – Параноидное и депрессивное решение

 

У.Бион – один из самых ярких представителей психоанализа. Человек, который способствовал сущностной трансформации психоаналитической мысли. Он дал нам новый язык и образы для понимания тончайших процессов в движении душевной жизни человека.

 

Уилфред Бион Движения душевной жизни  Параноидное и депрессивное решение

И один из образов душевной жизни, из тех, которые вдохновляли мысль У.Биона, была модель Мелани Кляйн о шизоидно-параноидной и депрессивной позициях.

Как известно, М.Кляйн, наблюдая за жизнью детей первых месяцев жизни, описывала их психическую реальность как параноидную, т.е. переполненную тревогами преследования и связанной с ней агрессией. Затем это предположение выросло в концепт о шизоидно-параноидной позиции.

Я атакую мир, а вещи оживают и нападают на меня –  в этом особенность состояния, характерного для шизоидно-параноидной позиции.

Но в какой-то момент при дальнейшем развитии ребенок вдруг начинает осознавать, что разрушительность исходит от него самого. Это качественно иное переживание знаменует переход к депрессивной реальности, т.е. депрессивной позиции с ее ощущением большего психического порядка. Тогда ребенок может испытывать чувство вины за собственные агрессивные и разрушительные импульсы, сожаления о нанесенном ущербе.

В параноидной реальности внутренний мир рассеян для нас, он разрознен на множество элементов в пространстве. Эти формы разрозненности, с которыми можно сталкиваться на параноидно-шизоидной позиции, чрезвычайно разнообразны. И альтернатива этому состоянию – депрессивная реальность, в которой мы сталкиваемся с переживанием боли от утраты фантазии об идеальном мире, идеальном Я и идеальном объекте.

Наше психическое функционирование балансирует между двумя этими полюсами – между той целостностью, которая возникает на депрессивной позиции, и между хаосом, бушующем в параноидной реальности.

Итак, Мелани Кляйн сталкивает нас с параноидным и депрессивным решением и их следствиями. Но У.Бион предлагает нам взглянуть иначе на эти переходы. Он говорит об осцилляции между параноидной и депрессивной позициями. Бион предложил идею постоянного чередования параноидной и депрессивной позиций.

Таким образом, мы рассматриваем переходы от параноидной позиции к депрессивной и обратно как часть нормального процесса развития. И этот процесс сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни, не только в младенческом возрасте.

Мы постоянно сталкиваемся с микрокрушениями, с тревожными аспектами реальности, с обманутыми или нарушенными ожиданиями. Для нас становится важнее не закрепиться на освоенных рубежах депрессивной позиции, а развивать умение быть в этом извечном колебании, в этом скольжении, волнениях, столь свойственными жизненному потоку.

Нас волнует качество переходов от шизоидно-параноидной позиции к депрессивной и обратный ход, насколько легче они проходимы нами. Здесь очень отзывается образ Пенелопы, которая ткала полотно на протяжении дня, но ночью она его распускала. И так три года, пока не вернулся Одиссей.

И также мы постоянно ткем наши мысли, переводя аффективные сгущения в некие образы, соединяя их со словами, складывая эти мозаики в целостную картину-полотно депрессивной позиции. То вдруг в какой-то момент распускаем это полотно, когда нас отбрасывает к параноидной реальности, чтобы затем вновь вернуться к созидательному процессу и начать ткать.

Бион говорил о том, что когда мы сталкиваемся с неизвестностью (а это всегда сопряжено с переходом к шизоидно-параноидной позиции), нам необходимо отказываться от попытки воспринимать это как известное (т.е. насильно удерживаться на депрессивной позиции). Т.к. это будет иллюзией, уходом в иллюзию (что  опять же сопряжено с шизоидно-параноидным существованием).

Но путь развития в ином, а именно в том, чтобы мы таки оставались в переживании, характерном для шизоидно-параноидной реальности, до тех пор, пока в нас не возникнет что-то новое, и это дает возможность трансформации.  

Загрузка ...