ya-metrika

Виктимблейминг как норма жизни #самадуравиновата

Что слышит человек, потерявший кошелек, от друзей и коллег? Правильно: «Ну ты и растяпа», «Небось, в кармане он у тебя лежал?», «А я с собой наличные не ношу» и т. д. Обворовали квартиру? «Надо было сигнализацию ставить», «У меня-то замки хорошие». Заболел? «А я вот правильно питаюсь и занимаюсь спортом». Ну, и классика жанра: «Изнасиловали? Сама виновата, нечего по клубам ходить в короткой юбке».

Феномен справедливого мира

Почему люди так реагируют на чужие несчастья и страдания? Неужели это массовая жестокость? Вовсе нет. Обвиняя жертву, мы стремимся сохранить веру в справедливый мир. «Каждому – по делам его», «Что посеешь, то и пожнешь» – постулаты этой веры.

Когда нечто плохое случается с другим человеком, нам хочется думать, будто он сделал что-то, чтобы заслужить такую судьбу. Почему нам удобно так думать? Дело в том, что, если принять тот факт, что мир несправедлив, нам будет очень страшно в нем жить. Нам придется смириться с мыслью, что несчастье может произойти с кем угодно, в том числе с нашими близкими и с нами, такими хорошими людьми. Мы цепляемся за иллюзию справедливого мира, чтобы сохранить спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

В 1966 году в Канзасском университете американский психолог Мелвин Лернер провел эксперимент. Участники смотрели, как женщина решает математические задачи. Если она ошибалась, ее били электрическим током. «Зрители» не знали, что перед ними актриса, притворявшаяся, что ей больно. Поначалу участники эксперимента были очень расстроены страданиями женщины. Но по мере того, как удары током продолжались и участники не могли повлиять на ход эксперимента, они начали отрицательно отзываться о внешнем виде и характере жертвы. Чем сильнее были удары током, тем злее становились нападки. Но когда участникам объявили, что жертве выплатят денежную компенсацию, нападки прекратились. По мнению Лернера, такая реакция испытуемых вытекала из стремления к справедливости. Страдания невинной жертвы противоречили этому стремлению и требовали психологического обоснования. Для проверки гипотезы Лернер провел еще ряд экспериментов, подытожив свои находки в статье «Исследования и процесс атрибутирования справедливого мира» и книге «Вера в справедливый мир: фундаментальное заблуждение», опубликованных в конце семидесятых годов.

Общественное мнение щадит ястреба и карает цыпленка.

Ювенал

Принять несправедливость мира – это очень больно. Гораздо приятнее и удобнее верить в карму, вселенский круговорот добра и даже в Оле Лукойе. Ведь только над послушными детишками он раскрывал разноцветный зонтик, чтобы им снились хорошие сны. На одной чаше весов – мы, такие правильные и замечательные, на другой – лентяи, дураки и прочие отбросы общества.

самадуравиновата

Все ясно-понятно. На самом деле наше благополучие хоть и не полностью, но все же зависит от нашей семьи, места рождения и – да-да – счастливого случая.

Вредная иллюзия

Польза от любимого мифа очевидна – спокойствие и уверенность в себе, в наших близких. Вера в справедливый мир – залог психического здоровья, защитный механизм нашего сознания. Благодаря нашей вере мы можем наслаждаться, не опасаясь каждую минуту за свою жизнь.

Это наш ресурс для выживания в мире, полном насилия, бедности и болезней. А есть ли вред от веры в справедливый мир? Да, это ложное чувство безопасности. «Я ведь ничего плохого не делаю, поэтому со мной ничего страшного не случится». Аварии, изнасилования, нищета – все это не для меня. Такая логика может приводить к неоправданно рискованному поведению и, как следствие, к большей вероятности получить «незаслуженную кару».

Еще один нехороший эффект от веры в справедливость – самообвинение. Зачастую жертвы преступников винят себя в произошедшем, причиняя себе дополнительные страдания. Люди бесконечно прокручивают в голове страшное событие, мысленно меняя свое поведение. При этом в расчет не берется, что виноват всегда именно преступник – насильник, грабитель или автомобильный лихач.

Структура виктимизации

самадуравиновата

Лернер провел эксперимент, в котором двое участников решали головоломки. В конце эксперимента одному из них случайным образом присуждалась крупная сумма денег. Наблюдавшим за экспериментом студентам было сказано, что награда присуждается по воле случая. Но когда их просили оценить работу мужчин, наблюдатели говорили, что получивший награду участник умнее, быстрее справлялся с заданиями. Мы готовы обманывать сами себя, лишь бы мир казался справедливым.

Конечно, мы видим, как коррумпированные чиновники купаются в роскоши, а учителя трудятся за копейки. Но эта реальность ужасно неприятна, и мы уговариваем себя, что все нормально, так и должно быть. Здесь кроется ошибка мышления, когнитивное искажение, состоящее в том, что мы объясняем поступки других людей их моральными и физическими качествами. При этом мы игнорируем внешние факторы.

Но ведь принятие несправедливости мира вовсе не значит, что не нужно ничего делать, чтобы его улучшить.

Мы можем успешно преодолевать неблагоприятные обстоятельства и помогать делать это окружающим. Кстати, в проводимых экспериментах наблюдатели принижали «жертву», когда не могли вмешаться и изменить ее участь. Мы не всегда можем «исправлять» трагические события, но мы можем хотя бы проявить сочувствие людям, которые стали их жертвами.

Как только вы захотите произнести фразы: «Я бы на твоем месте…», «Не надо было тебе…», «Как же ты не предвидел…», просто вспомните об ошибках мышления и промолчите. Не причиняйте лишнюю боль обвинениями.

Не стоит приумножать несправедливость этого мира, он и так несовершенен.

Загрузка ...