ya-metrika

Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли

Все о принцессах Персефона  принцесса Земли

«Все бледней лазурный остров-детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!»

(Марина Цветаева)

«Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я»

(Анна Ахматова)

Принцесса Земли воплощает в своих многочисленных образах силу земной стихии. Она первая, поскольку воплотила в материи качества принцесс Огня, Воды и Воздуха. Обладая своими качествами земной девушки, она как и ее крестная Геката-трехликая может открыться в любой из этих ипостасей. Поскольку Персефона завершает круг других принцесс и приходит в девичий хоровод последней, то она не только первая, но и последняя, завершающая.

В древней Греции Персефона была известна как дочь опекающей контролирующей матери (Деметры) и отсутствующего многодетного отца (Зевса). Она была похищена и принуждена к сожительству богом Подземного царства (Гадесом). В мягком варианте выходит замуж, мечтая о другом, переходит из руки в руки от матери к мужу или сбегает из родительской семьи, потеряв надежду найти там мир и покой.

Определенно, что именно Персефоны являются самыми частыми гостьями в кабинете психолога.

О Персефоне (другое имя Кора, что переводится как девушка) написано наибольшее количество психологических трудов. Ее мифологическая судьба легко просматривается в наших современницах, и она воплощает то, что называют истинным русским характером. Возможно, поэты и писатели других народов точно так же сказали бы, что она идеальным образом олицетворяет собой, например, истинную татарскую или кавказскую девушку.

Независимо от того насколько хороша и заботлива ее мать, Персефона является маминой дочкой. Она либо привязана к матери, которая все знает и удерживает дочь возле себя, либо ищет мужа, в котором надеется найти теплое материнское объятие. Но в поиске нежности она зачастую находит лишь свое отражение – того, кто сам психологически юн и нуждается в заботе.

С разрешения Персефоны приведу ее письмо к возлюбленному:

Дорогой мой и горячо любимый друг! Я благодарна тебе за то, что ты дал мне время побыть без твоего общения и посмотреть на ситуацию со стороны. Я устала от того, что я строю отношения с человеком, который их не ценит. Я понимаю, что это классно, что ты оказываешь мне помощь по дому, но все это я могу делать сама, как делала раньше, мне нужен мужчина, а не помощник. Я не смогу жить с человеком, который не хочет сам заботится о себе. Ты боишься вылететь из гнезда и все время в него возвращаешься. Даже хочешь свить новое гнездо своим родителям. Сколько еще ты хочешь потратить своей жизни – проживая их жизнь? Я не смогу жить с мальчиком, который держится за подол своей мамы, мне нужен мужчина, который принимает решения и готов взять на себя ответственность. Мне не нужна подружка в доме, мне нужен мужчина, который готов быть со мной и финансово принимать участие в жизни. Я не понимаю, почему ты прячешь меня от родных, не нужно объяснять маме свой выбор. Я три месяца прошу цветов, но видимо, зря. Я девушка/женщина и если тебе это не видно, то это печально. Я их больше не жду. Я просила провести отпуск вместе, но не говорила, что меня надо финансировать, я все могу сама, когда нужно. Но я хочу быть рядом с сильным мужчиной, который может принимать решения за нас. Зачем мне человек, которому говоришь, что если он любит мяса – пусть принесет в дом, и я приготовлю, а человек зовет меня в гости к себе. Я не только могу сама накормить себя, но и отвечаю за жизнь своих детей. И порой мне приходится жертвовать собой, чтоб отдать им. Меня беспокоят разговоры о том, что ты не любишь детей и не хочешь травмировать ребенка. Чьего? Твоего в твоей голове? Мой ребенок уже получил травму при разводе. Он ждет папу, но это не говорит о том, что это должен быть любой человек. Мне нужен мужчина. Мужчина ведет по жизни за руку женщину, а не наоборот. Женщина не объясняет мальчику, как ее надо вести. Я мама только своим детям, мне есть кого воспитывать и отпускать из дома, чтоб за юбку не держались. Я не боюсь, что мой сын будет далеко, потому что у него должна быть своя жизнь и я принимаю это! Когда я закрываю глаза мне безумно приятно быть с тобой, мне спокойно и уютно, но мы не сможем продержаться на этом. В этом нет будущего.

Желания юной Персефоны играть, развлекаться, служить тем, кто будет ее любить и с возрастом достигнуть «простого женского счастья». Счастье может и возможно, но совсем не так как представляет его себе девушка, собирающая со своими подругами цветы на лугу. Долгое время она остается несчастной и обиженной на тех, кто не способен подкрепить ее девичьи мечты.

Краткая характеристика

Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (16)

Глубокая и сильная связь с животворящей природой. Внешне моложе своих лет. По натуре восприимчивая, принимающая и отзывчивая, нуждающаяся в заботе и способная заботиться о других. Послушная, терпеливая, нерешительная, исполнительная, готовая выполнять поручения, аккуратная, внимательная к деталям, старательная и умеющая довести начатое дело до конца. Естественная в проявлении желаний.

Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех (…) Всё тихо, просто было в ней» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).

Идеальная жена по меркам патриархальной культуры, в которой женственность приравнивается к пассивности и зависимости, «женственность в ее предельном выражении» (Кроули А. Книга Тота). В ней содержатся все женские качества, и какое из них проявится – целиком зависит от внешнего влияния.

В книге Эстер Хардинг «Путь всех женщин» это тип – «женщины-анимы»:

…приспосабливает себя к желаниям другого, старается быть прекрасной в его глазах, очаровывает его, угождает ему… недостаточно осознает себя, чтобы понять, чем же является ее собственная жизнь… не анализирует себя или свои побуждения; она просто есть; и большей частью она молчалива.

Такая женщина является идеальным объектом для мужских проекций и бессознательных ожиданий иметь послушную и зависимую жену, которая везде следует за ним и всегда разделяет его интересы и ценности.  

Она подобна многостороннему кристаллу, который автоматически поворачивается без какого-нибудь волевого воздействия на нее… Благодаря этой адаптации взору представляется сначала одна грань, а затем другая – и всегда та грань, которая лучше всего отражает аниму пристального наблюдателя (Э. Хардинг).

 

Развитие и сексуальность

Миф и жизненная реальность свидетельствуют, что именно отношения с мужчиной способствуют развитию зрелой личности Персефоны. Через мужчину Персефона превращаясь из девы в женщину: познаёт любовь, совершает выбор, уходит из-под влияния матери,  получает силу и познает свою темную инстинктивную сторону хозяйки Нижнего мира.

Мужчина, выбранный Персефоной и способствующий отделению от властной матери, воспринимается этой матерью как недостаточно хороший претендент на руку ее дочери. Но решать, с кем она будет жить решать должна сама Персефона. Проснется ли она подобно Спящей красавице от поцелуя или перевернется на другой бок.

Мужчина, разбудивший в Коре женщину, на самом деле может быть плохим вариантом для совместной жизни. Все как говорила мама. Но если пробуждение сексуальности все же состоялось, то с этого начинается новая веха в жизни. Пробуждение женственности положительно сказывается на самоуважении принцессы.

Ухудшение отношений с матерью может свидетельствовать о взрослении Персефоны, поскольку только повзрослевшая дочь способна противостоять материнскому захвату. Удаление от матери означает начало пути к самостоятельной жизни. Лишь после обретения эмоциональной независимости от матери их отношения могут восстановиться на новом уровне.

Откатом к материнскому может быть выбор Персефоной роли матроны и реализации себя в деторождении – «мать продолжается в дочери, а дочь продолжается в матери» (Эльячефф К., Эйниш Н., Дочки матери. 3-й лишний).

Либо она  может пойти по пути статусной жены Геры, раскроет в себе сексуальность Афродиты, станет с возрастом настоящей королевой подземного мира, владеющей тайной жизни и смерти. Либо так и останется вечной невестой с юношескими иллюзиями и ожиданиями до самой старости.

Принцесса Земли тем и замечательна, что ее будущее открыто и непредсказуемо в своей вариабельности.

Ввиду своего безграничного потенциала, она может прослыть «потрясающе непостоянной (Кроули А. Таро Тота).

Исходно она долгое время остается дочерью – ребенком и не имеет контакта с инстинктами и влечениями. Сексуальное влечение со стороны мужчины воспринимается ею как неизбежность или как насилие, но склонная подчиняться, или будучи замужем она уступает мужским желаниям – «делай, что хочешь и лучше скорее».

Как 12-и летней девочке ей нравится нравиться, она знакома с аутоэротическими чувствами, но поскольку сексуальность латентна, то потребуются годы, чтобы пробудилась чувственность, страстность и возможность испытывать оргазм в отношениях с мужчиной. Этим ознаменуется конец затянувшейся юности и начало зрелости.

В мифе о Персефоне после ее замужества она обретает связь с богиней любви Афродитой и представляет ее подземный теневой аспект сексуальности. Сексуальность не менее сильную, чем у самой  Афродиты. Персефона становится женщиной Гадеса не когда он утащил и изнасиловал ее, а когда она приняла от него зерна граната, навсегда привязав себя к подземному миру и собственным бессознательным инстинктам.

 

Светлая и теневая жизнь Персефоны

Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (17)
Персефона жена и Персефона дочь

Чтобы развиться как женщина имеет значение не только посвящение в таинства сексуальной жизни и чувственности. В дневной жизни Персефоне важно учиться брать на себя ответственность за свою жизнь, уходя из роли жертвы материнско-дочернего или мужского насилия.

«Взросление требует, чтобы она боролась с нерешительностью, пассивностью и инерцией; она должна решиться и, когда сделан выбор, придерживаться обязательств. В возрасте между тридцатью и сорока годами действительность вторгается в иллюзию вечной юности женщины-Персефоны. Она может начать ощущать, что что-то не так… Оглянувшись на своих подруг, она понимает, что те чего-то достигли и оставили ее позади. У них есть семьи, они утвердились в карьере. То, что они реально делают, имеет значение для кого-то еще, и они отличаются от нее тем, что сами управляют своей жизнью… Она должна, решив выйти замуж, сказать “да”, не скрещивая! при этом в уме пальцев. Если она поступает искренне, замужество может постепенно трансформировать ее из вечной девочки во взрослую женщину. Если она начинает делать карьеру, ей также необходимо принять обязательства и сохранять их как для своего личного развития, так и для того, чтобы добиться успеха (Болен Дж. Богини в каждой женщине).

Проблемой Персефоны является вытесненная в Тень агрессия, непозволительная для хорошей дочери, озабоченной как она выглядит в глазах других людей. Для зрелой Персефоны – Повелительницы подземного мира теней уже не важно быть милой девушкой, которая всем нравится. Она может быть сильной и привлекательной в своем гневе. Это часть ее истинной природы, а не ложная маска.

Печаль Персефоны, украшающая нарциссический образ страдающей невольницы это не более чем подавленная или вытесненная агрессия. И если получается принять ее в свою личность, то похищенная принцесса становится королевой и хозяйкой подземного мира. При этом она может остаться женой своего Гадеса или развестись с ней.

В жизни многих Персефон развод, если он только не является возвратом к маме, может сыграть положительную роль для развития личности и развитию навыков обеспечивать себя и полагаться на свои силы. Но порой и фантазии о разводе – символический развод, о котором говорят Персефоны в кабинете психолога, также может быть инициацией в зрелую жизнь.

Другое качество зрелой Персефоны это Повелительница подземного царства, где она проводит треть жизни, будучи женой Аида и роль проводницы в подземный мир.

…символически подземный мир может представлять глубокие пласты души, место, где “захоронены” воспоминания и чувства (личное бессознательное) и где находятся архетипические образы, разделяемые всеми людьми (коллективное бессознательное) (Дж. Болен).

Персефона становится тем, кто способна перемещаться между уровнями личного и коллективного бессознательного и в потенциале может служить проводником и целителем.

Некоторые люди, – пишет Дж. Болен, – знакомы с Персефоной-проводником…. Таковы многие психотерапевты, работающие со снами и образами, которые возникают в воображении их пациентов. Они обладают восприимчивостью к бессознательному, не находясь у него в плену. Они интуитивно хорошо знают подземное царство…

Если однажды женщина-Персефона опустится в свои собственные глубины, рассмотрит глубокое царство архетипического мира и не испугается повторного возвращения туда для дальнейших исследований, она сможет служить связующим звеном между обычной и иной реальностями.

 

Эрос и Танатос

Нуаровский фон принцессы Земли связан с тем, что стихия Земли связана с циклами рождения и смерти. То есть это не про какую-то особенную эстетику, а про природные циклы, представленные в том числе в человеческой жизни и в переходных состояниях.

Жених ждет появления невесты, но видеть ее не должен. Она невесть кто и не принадлежит этому миру, пока не пройдет церемония бракосочетания. Только после нее она получит статус жены и вернется в мир живых. Перестав быть девушкой и не став женой она для всех как бы мертва и находится в отношениях со смертью.

Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (18)
“Спящая девушка и смерть”, 1540 г.

В брачном союзе бога мира мертвых Гадеса и Персефоны мы видим единство Эроса и Танатоса. Их союз не может быть понят буквально как  обычный человеческий брак. Миф рассказывает, что в подземном мире бессознательного все едино: Любовь есть Смерть и бесконечный сон, а Смерть есть Любовь.

Неразбуженный разум не способен разграничивать переживания и сопротивляться этой связи. Смертоносная любовь, юношеский и не только юношеский суицид на почве любви воспет не только Шекспиром, но и является сводками криминальных хроник.

Перемещение Персефоны в царство мертвых означает ее смерть и Деметра уже никогда не увидит своей прежней дочери. Она вернется к матери лишь благодаря помощи мастера трансформаций Гермеса и это будет будет уже другая Персефона, лишенная девственности женщина, познавшая единство Эроса и Танатоса и способная их разделять благодаря сознанию.

Теперь треть жизни она будет проводить в царстве мертвых и две третьих среди живых. В буквальном смысле, когда треть жизни уходит на сон, и символически, когда бессознательная жизнь будет столь же значимой как и сознательная. Будет две Персефоны, одна из которых будет без каких-либо перерывов на посещение матери встречать гостей бессознательного и друга, которая будет вести вполне светскую жизнь замужней женщины. И все это без сумасшествия и с сохранением целостности личности. Этим зрелая Персефона, прошедшая инициацию отличается от девушки Коры – дочери своей матери.  

 

Другие образы принцессы Земли:

— МОРАНА (Мара, Морена) в славянской мифологии воплощение нечистых сил, жена Кощея, богиня Зимы и Смерти.

Владения Морены лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем. Морана воплощает собой торжество Мари – «Мертвой воды» (Воли к смерти), но смерть, даруемая Мареной, не окончание жизни, а переход к новому началу – смерть возрождение.

Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (19)

— ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ (Троянская, Спартанская) – дочь Немезиды и Зевса.

Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (20)

По К.Г. Юнгу, невеста – сопротивляющаяся богиня Немезида, преследуемая желанием Зевса перевоплощалась в различных животных, живущих на земле, в воде и в воздухе. В облике диких птиц первобытного болота (она – гусыня, он – лебедь) они отпраздновали свою свадьбу. Но эта свадьба была и осталась насилием. Любовь не могла смягчить богиню; последняя покорилась силе и превратилась в вечную мстительницу Немезиду. Елена, которую она родила стала вечно молодой Немезидой, желающая быть похищенной и всегда жестоко мстящая впоследствии (Душа и миф. Шесть архетипов).

 — БИБЛЕЙСКАЯ МАРФА

Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (21)

Лазарь и две его сестры, Марфа и Мария, всякий раз с любовью встречали Иисуса в своём доме. Обе сестры старались оказать почтение высокому Гостю. Марфа, отличавшаяся живым и деятельным нравом, сразу начала заботиться о приготовлении угощения. Её сестра Мария, человек тихий и созерцательный, также заботилась о достойном приёме Божественного Учителя. Но Мария иначе оказывала Ему свою любовь и почтение. Она в глубоком смирении села у ног Спасителя и слушала Его слова. Марфа хлопотала по хозяйству, но это были приятные хлопоты. Ей очень хотелось порадовать Христа. Когда Марфа готовила трапезу, ей показалось, что Мария праздно сидит у ног Христа, а все заботы по хозяйству легли на неё одну. Она обратилась к Христу:

Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё (Евангелие от Луки, 10:38-42)

 

— НАТАША РОСТОВА в замужестве «Война и мир» Л.Н. Толстой

Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она страстно желала и теперь сама кормила. Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка.

 

— ТАТЬЯНА ЛАРИНА из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина – «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива».

Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, вся отдалась бы своим материнским обязанностям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы своё величайшее наслаждение, своё верховное блаженство. И всё это без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур (В.Г. Белинский)

 Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (22)

— ОФЕЛИЯ из «Гамлета» В. Шекспира

Это одно из тех созданий Шекспира, в которых простота, естественность и действительность сливаются в один прекрасный, живой и типичный образ… Представьте себе существо кроткое, гармоническое, любящее, в прекрасном образе женщины; существо, которое умрет от любви отверженной или, что еще скорее, от любви сперва Разделенной, а после презренной, но которое умрет не с отчаянием в Душе, а угаснет тихо, с улыбкою на устах, с молитвою за того, кто погубил ее; угаснет, как угасает заря на небе в благоуханный майский вечер: вот вам Офелия (В.Г. Белинский).

Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (23)

— МЭРИЛИН МОНРО

Каждая девушка никогда не должна забывать, что ей не нужны те, кому не нужна она. У нас, женщин, есть только два оружия: тушь для ресниц и слёзы. Но мы не можем использовать оба одновременно. Карьера — чудесная вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь. Лучше быть одной, чем несчастной с кем-то.

Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (24)

— ПРИНЦЕССА ДИАНА

Мне не нужны дорогие подарки. Я не хочу, чтобы меня покупали. У меня есть все, что мне нужно. Я просто хочу, чтобы был кто-то для меня, чтобы я чувствовала себя в безопасности.

Помню, я выплакала все глаза в наш медовый месяц. Все было неправильно, и я так устала от этого …это был просто мрак. У меня было столько надежд, и они рухнули через два дня. 

Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (25)

— ГЕЙША

Молчалива, скромна, податлива. Обучается ничего не говорить прямо. Ее воспитывают избегать нарушения гармонии неприветливостью и прекословием. Идеальная японская женщина любезно пребывает в требуемом состоянии, но – на заднем плане – предвидит потребности мужчины и внешне принимает свою судьбу.

Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (26)

— ПРИНЦЕССА НЕЙТИРИ «Аватар».

Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (27)

— КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (28)

— ПРИНЦЕССА ДЕНАРИЕВ В Картах Таро.

 Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (29)

В Тени:

Деловитость до полного поглощения материальным и практическими соображениями. Существование в режиме нон-стоп: Сделать, достать, купить, поесть, починить, приготовить, встретиться, сдать, принять…

Накопительство. Лишний вес как его материальное воплощение.

Переношенность, невозможность «разродиться» какой-то идеей.

Чрезвычайная дотошность в делах и негибкость в мышлении.

Тяга к роскошной жизни за чужой счет. Содержанка. Проститутка.

Страх и агрессия к матери. Страх и ненависть к мужчинам.

____________________________________________________

Исследование этой и еще сотни столь же значимых тем в трансформационной игре “Metropolis”

Все о принцессах: Персефона – принцесса Земли (30)

Загрузка ...