ya-metrika

Женский образ в стиле декаданс

Женский образ в стиле декаданс (7)

На фоне многообразия стилей, направлений в мире моды, особенно ее нестандартной, неформальной ниши, декаданс занимает особое положение. 

Декаданс – с французского языка переводится как упадок – направление в культуре и творчестве рубежа XIX-XX веков, связанное со специфическим умонастроением, культом угасания, меланхолии, бессилия или даже отстраненности, разочарования жизнью.

Женский образ в стиле декаданс

Внутренний мир человека, эмоциональные переживания, безысходность и утонченный индивидуализм становятся опорой нового культурного феномена.

Образ женщины существенно меняет очертания в эту эпоху. Идеал женщины эпохи декаданса, можно сказать, революционен, представляет собой вызов, протест обществу.

Женский образ в стиле декаданс (8)

Женщине эпохи декаданса свойственны чувственность, сексуальность, но вместе с тем, в нкй что-то безнадежно утеряно. Функциональность женщины декаданса нарушена, она словно лишена способности воспроизводить детей, быть матерью. Все выраженнее и отчетливее отражаются томность, бледность, болезненность.

Женский образ в стиле декаданс (9)
Ira Tsantekidou, 1967. 

Кстати, последние два признака исторически обусловлены: рубеж XIX -XX веков ознаменован новой вспышкой туберкулеза, вызванной переменами и кризисом в социально-экономической сфере (индустриализация, рост городов, оформление новых социальных групп, в том числе, рабочих, разночинцев, творческой интеллигенции, тяжелые условия труда, ослабление иммунитета).

И хотя болезнь эта стала одним из печальных символов XIX века, тем не менее, в эпоху декаданса в какой-то степени акцентировалась романтизация угасания и увядания. Бледность кожи, тонкость кожи, безжизненность.

Женский образ в стиле декаданс (10)
М.В.Нестеров Больная девушка

Можно сказать, что декаданс – это неформальная культура с присущими ей отнюдь не здоровыми нюансами, как, в частности, кокаин. Вообще нужно отметить, что тема отношений Серебряного века и наркотиков малоизученная.

Мы помним и о Михаиле Афанасьевиче Булгакове с его пристрастием к морфию, и автора знаменитого стихотворения “Каин Кокаина” Венедикта Марта, и богему Санкт-Петербурга…

Зорко и пристально взглядом стеклянным  

Смотрит курильщик на шкуру тигрицы –  

Некогда хищного зверя Амура.    

Чтобы отдаться объятиям пьяным,  

Женщина с юношей ею прикрылись.  

Смотрит курильщик, как движется шкура.    

Странны, познавшему опия сладость,  

Страсти животные к женщинам низким,  

Страсти, мрачащие души – не мудрых.    

Тихо в курильне и душно от чада,  

Редко шипение лампы при вспышке,  

Вздохи…

чуть слышится шепот под шкурой.    

Тени и блики на желтых циновках.  

Дым поднимается темным туманом.  

Курят в молчании желтые люди.    

Мак, точно маг-чаротворец багровый,  

Явь затемняет обманом дурмана,  

Чадные грезы тревожит и будит.  

Венедикт Март (Матвеев), 1916г

 

 

«Кокаин был проклятием нашей молодости», – напишет о наркотике Александр Вертинский.

Соответственно, образ женщины более близок к чувственно-бледной женщине, словно из потустороннего мира. Эта женщина не способна любить, ибо практически мертва. 

В этой женщине отыгрывается архетип богини Хель (германо-скандинавского пантеона), полумертвой девушки. Повелительницы мира мертвых. Исходя из этого мы можем вспомнить и о тайне трансформации, которая влечет за собой смерть как физическая, так и духовная. То есть этот женский образ не испытывает потребности в материнстве и радости земного существования, скорее, он транслирует усталость от земных забот и переход в иное бытие.

Женский образ в стиле декаданс (11)

Смерть – это переход в качественно новое состояние, своего рода духовное перерождение с сокрушением старого и ненужного. Отсюда и вовлеченность девушек-представительниц декаданса- в эзотерическо-оккультную деятельность, многие из них были владелицами салонов, где проводились спиритические сеансы, распространялось теософское учение, шел интенсивный культурно-информационный взаимообмен. Салоны были  центрами литераторов и критиков, музыкантов и художников, поэтов и артистов…

Женский образ в стиле декаданс (12)
Портрет Луизы Казати, одной из ярчайших муз эпохи декаданса, о которой будет рассказано в следующем очерке.

Женщина эпохи декаданса – это сложный, противоречивый и притягательный образ, сочетающий в себе глубину интеллектуального потенциала и сексуальную харизму со своейственной внешней холодностью и отрешенностью от земного бытия.

Дорогие читатели! Приглашаю вас на авторские  онлайн-курсы, консультации и системные расстановки в онлайн-режиме по всему миру!

Телефон 89272823878

Скайп Arkhangelskaya 

© Все права защищены. При работе с текстом ссылка на первоисточник обязательна!

Загрузка ...